Paul Saunders's personal Top-20 list of the best records of all time

1. The Invisible Band by TRAVIS

Мне было лет 13-14, когда я после долгих поисков нашел и купил эту кассету – хорошую, с длинным-длинным разворачивающимся вкладышем со всеми текстами и фотками. До этого везде, где я ни спрашивал про них, у меня удивленно переспрашивали: «Что? Крэвис??» или «А может вам нужен Майлз Трэвис??» (Ага, Майлз Трэвис мне нужен. А тебе, чувак, нужна книжка «Хай-Фай».) И вот, будучи в Светлогорске, я с изумлением увидел в одной славной палаточке эту кассету и, войдя, просто сказал: «Дайте мне Трэвис». Мне было все равно, знает ли продавец о такой группе, потому что я точно знал, что она у них есть. И я стал счастливым обладателем альбома группы-невидимки, который подарил мне счастье, который я послушал несметное количество раз и который для меня больше, чем просто альбом. А Трэвис больше, чем просто группа.

2. Origin Of Symmetry by MUSE

“Origin Of Symmetry” – это наше все. Долгое время я не называл в числе своих любимых ни одной песни с этого альбома, потому что, как потом я понял, я люблю его весь. Это одна из самых основных пластинок в моей жизни. В те далекие годы выбор был ох как невелик, и поэтому ничего не оставалось, как слушать по многу-многу раз те несколько записей, которые у тебя были. И я постоянно слушал Muse, где бы я ни находился. У меня до сих пор есть та кассета с желтым логотипом вместо нормальной обложки и неправильным треклистом. Это были времена, когда не было интернета и я не знал ни единого человека, кто бы слушал то, что слушал я. Тем же летом, когда я купил кассету Трэвис, я купил свой первый музыкальный журнал “Play”: на обложке были Мьюз, и это оказался единственный способ узнать, как зовут их солиста и остальных чуваков. На этот журнал я, долго мучаясь, променял возможность часа полтора кататься на взятом на прокат велике.

3. De-Loused In The Comatorium by THE MARS VOLTA

Эта музыка перевернула мое сознание. Раньше я и не подозревал, что так можно. Иногда я думаю, что лучшие впечатления – невысказанные, неописанные… Об этом альбоме я планировал написать целую статью. Я прочитал ту книжку Седрика Бикслера, чтобы хоть немного вникнуть в то, о чем он поет. А описать эту музыку невозможно…это сумасшествие, пронзительность, непонятое отчаяние и психоделический драматизм, и безумная энергия. Прогрессивный психоделический арт-панк. Едва ли не самое гениальное, что я слышал.

4. OK Computer by RADIOHEAD

За 2-3 года Radiohead постепенно, незаметно захватили мое сознание. Я не собирался их слушать, но они сами меня нашли. И стали беспрецедентным явлением в моей /музыкальной/ жизни, не отставая от групп, которые я назвал выше. Музыканты, которых я абсолютно серьезно и искренне считаю гениями, как раньше современники считали Моцарта, Баха и кого там еще. Честно говоря, я сомневался в выборе их пластинки для этого списка, и чуть было не включил сюда "Hail To The Thief", но потом все же вернулся к "Окей компьютеру" - все же это было их первое по-настоящему мощное заявление, эта запись, абсолютно бесспорно, живая классика и альбом, который определяет для меня Radiohead. Хотя я уверен, что их музыка готовит еще много открытий и удивлений.

5. Viva la vida by COLDPLAY

Совершенно потрясающий альбом. Если раньше, A Rush Of Blood To The Head или Parachutes это были просто искренние чувства, которые задевали как-то интуитивно, то сейчас они наполнились содержанием. Этот альбом поднял музыку Coldplay на порядок выше их дебютной "трилогии". Для меня "Вива ла вида" практически концептуальная запись. Это замечательная музыка и замечательные тексты, и все это дополнилось впоследствии мини-альбомом “Prospekt’s March”, тоже классным.

6. Youth by Matisyahu

«Слушай, а откуда он такой взялся, этот Матисьяху?» - смеясь спросил меня когда-то один знакомый растаман. Никто не понимал, откуда он взялся, но он так подкупал своей добротой, битбоксом и безгранично жизнерадостным и крышесносным регги, что не полюбить его было невозможно. Молодой еврейский парень из Нью-Йорка с бородой и в хасидской шляпе остается для меня одним из самых клевых открытий последних лет.

7. Strength In Numbers by THE MUSIC

The Music выпустили суперальбом, очень танцевальный, довольно-таки отличающийся от их классного дебютника, но не менее крутой. Притом бонус-треки с японского двойного издания ничуть не уступают основной части альбома, так что “Strength In Numbers” это просто бомбастик:) Признаться, сейчас я был бы больше склонен включить сюда их первый альбом, но на момент выхода "Strength In Numbers" казался таким свежим и искрометным, что я сделал выбор в его пользу.

8. The Snow Abides by Michael Cashmore

Несмотря на то, что в этом мини-альбоме всего 5 треков, это одна из самых впечатляющих пластинок из всех, что я когда-либо слышал. Завораживающий голос и тексты и декадентская музыка. Майкл Кэшмор, Энтони Хэгарти и Дэвид Тибет. Лучшее, что есть у Current 93, Nature And Organisation и Antony And The Johnsons, воплотилось в этом альбоме.

9. Last Resort by GARDENBOX

Группа, о которой почти никто не знает, стала открытием 2007 года. Идеальное сочетание пронзительности и красоты, нойз-пост-рок с нетривиальными мелодиями и продуманной идеей. Очень искусный баланс между резкостью, шумом, отражением механической бездушности и прекрасной музыкой.

10. Casting Shadows by WOLFSHEIM

Тонкость – наверное, самая главная составляющая этой пластинки. Тщательные аранжировки, умные стихи, циничные, лиричные, искренние, грустные и бесстрастные, неподражаемый голос. Уникальная группа, игравшая синт-поп, и, возможно, лучший их альбом.

11. Who Watches Over Me? by MESH

Чуть ли не единственный случай, когда я в магазине впервые послушал абсолютно неизвестную мне до этого группу и сразу купил альбом. Мне хватило песни “Little Missile”. Подкупающая эмоциональность, очень круто сделанная музыка с множеством деталей, небанальные тексты. Очевидно влияние Депеш Мод, но, тем не менее, это не пустое подражание.

12. Animal Rights by Moby

Я оцениваю альбомы не по количеству хитов. Не по степени соответствия тому или иному стилю. Для меня не так важны цепляющие мелодии, как background. Атмосфера, тексты и… то чувство, которое вложено в альбом, то, что делает его не просто сборником песен. За это я выбрал “Animal Rights” из обширной дискографии Моби. Это самый неизвестный его альбом, самый непопулярный и самый любимый самим Мо. Большинство песен не нравятся мне в привычном смысле слова. Но он убийственно искренен. Не менее искренен, чем Кобейн в своих самых яростных песнях. Я обожаю удивлять этим альбомом тех, кто привык видеть в Моби ди-джея на Лав-Параде или автора песен вроде “Why Does My Heart Feel So Bad?” и “Lift Me Up” и саундтреков к рекламе. На этой пластинке он орет так, что позавидует любой гранджер, здесь царят сырые гитары, грязный звук, невыносимое одиночество и отчаяние. Это самый печальный альбом Ричарда Холла, но… самые печальные нередко оказываются самыми лучшими.

13. Soft Black Stars by CURRENT NINETY THREE

Альбом, с которого я начал знакомство с Дэвидом Тибетом и Каррент 93. Еще в школе я случайно увидел у друга мп3-диск с какой-то готикой и попросил послушать. Он сказал, что ему его срочно надо отдать, а мне дал послушать то, что ему с этого диска понравилось больше всего и что он сохранил для себя. Так я услышал Larkspur And Lazarus и Gothic Love Song. Была осень, шел дождь, и я не могу передать, как меня заворожили эти слова, голос и музыка. Про этот альбом тоже можно было бы написать статью, и она могла бы быть бесконечной. Так в моей жизни появилась группа, у которой я слышал всего пару альбомов, но которую считаю одной из своих самых любимых.

14. The Age Of The Understatement by THE LAST SHADOW PUPPETS

Это напоминает старое французское кино. Я часто вижу такую картину, когда вечером возвращаюсь домой из кинотеатра: брусчатка, дождь, зонтики у редких прохожих, свет фонарей в лужах – не хватает только поменять машины на Ситроены и кругленькие жучки. Кто бы мог подумать, что им так здорово удастся создать такую атмосферу, записать самый кинематографичный альбом и притом с действительно прекрасной музыкой. А еще это альбом полностью о любви, и это очень важный критерий, по которому ему можно начислить сразу несколько баллов. По этой истории и правда можно было бы снять хороший ретро-фильм.

15. Who The Fuck Are Arctic Monkeys? by ARCTIC MONKEYS

Я очень люблю миньоны. В этих пластиночках по 20-25 минут целостности и силы бывает больше, чем у любого полноформатного альбома. Это как с рассказами: считается, что написать достойный короткий рассказ гораздо сложнее, чем роман. В случае с Arctic Monkeys я люблю именно этот мини-альбом потому, что здесь мне нравятся исключительно все песни. Особенно последние три:)

16. Meds by PLACEBO

Я не так уж много слышал из более раннего творчества Пла, чтобы сравнивать. Но этот альбом сочетает мелодизм и напористость, а еще в нем в песнях, которые, казалось бы, должны вгонять в депрессию, слышится легкая светлая грусть, как в “Follow The Cops Back Home” и “Pierrot The Clown”. Странно, но факт. Мне он нравится.

17. Икра - МУМИЙ ТРОЛЛЬ

Мумий Тролля изначально не было в списке. Переслушав этот альбом, я понял, что он должен тут быть. Здесь совершенно бесподобная, «бытовая» ирония Лагутенко, я поражаюсь, как по прошествии времени я открываю в его песнях то, чего никогда не замечал и они уже не кажутся такими бессмысленными. Забавное совпадение: люди, над которыми все посмеиваются и не принимают их всерьез, оказываются не так просты и гораздо более интересны, чем на первый взгляд. Моя любимая песня – «Сигналы», про нее, такое впечатление, тоже никто ничего не знает.

18. On An Island by David Gilmour

Третий сольник Дэвида Гилмора разительно отличается от первых двух. Это очень спокойная, уравновешенная, визуальная музыка, практически эмбиент, сыгранный на живых инструментах. В составе Pink Floyd Гилмор никогда такого не играл – в такой степени. Очень красивый альбом и очень близкий мне по духу, поэтому он и попал в список.

19. The Boy With The X-Ray Eyes by BABYLON ZOO

С этим альбомом связана самая долгая история в этом списке. К нему я очень долго присматривался и, наконец, купил его, когда мне было лет 12, может, 11. Я дико перся от песни Spaceman, но не решался купить альбом (за подобные заявления меня точно никогда не возьмут в сообщество kill_yr_idols). Я от него очень фанател. Я на слух выучил все песни наизусть. А потом я про него забыл. Послушав его спустя годы снова, я с удивлением понял, что ничего не изменилось. Сейчас я отношусь к «Мальчику с рентгеновскими глазами» намного спокойнее, но он вне всяких сомнений хорош и, если хотите, уникален. То, что я сужу об этом сейчас почти беспристрастно, лишь усиливает смысл этих слов.

20. Sfumato by AMBRE & Mark Spybey

Я люблю экспериментальную электронную музыку. Однажды я решил, что из всего электронного самый близкий мне стиль – это нойз-эмбиент. И в моем списке обязательно долjен был оказаться какой-нибудь электронный альбом. И я выбрал этот, хоть это и не нойз-эмбиент…в музыкальном плане, но нойз-эмбиент в концептуальном)) Ну действительно, тут же Марк Спайби из Zoviet*France. И Оливье Моро. Он мне нравится тем, что его интересно слушать каждый раз. Можно, конечно, предположить по звучанию, что его делали фрики, ну так и что с того. Я почему-то очень подсел на этот альбом. В свое время. Так что…that’s why.