PRIMAVERA SOUND 2014

Parc del Fòrum, Барселона, 28-31 мая 2014

Фестиваль Primavera Sound является одним из интереснейших музыкальных событий Европы благодаря очень обширному, а главное, разноплановому составу участников. За 4 дня на 12 площадках выступают как звезды поп- и рок-мейнстрима, так и артисты, работающие в более специфических стилях: шугейз, пост-рок, авангард, экспериментальная электроника и т. д. Таким образом, «Примавера» - это уникальная возможность увидеть в рамках одного фестиваля совершенно непохожих по стилистике исполнителей в различных форматах: от стандартного опен-эйр-шоу до камерных выступлений в концертном зале Auditori Rockdelux и клубных концертов.

Фестиваль проходит в черте города, в месте на берегу моря, которое называется Parc del Fòrum – парке, построенном в столице Каталонии 10 лет назад для международного культурного форума и с тех пор служащем для проведения музыкальных фестивалей и других крупных мероприятий. Основная программа Primavera Sound укладывается в три дня, но существует и так называемый «нулевой» день, в который фактически проходит открытие фестиваля и серия концертов в различных клубах Барселоны, которые на это время тоже превращаются в площадки «Примаверы». Часть выступлений проходит и после завершения основной программы, так что в целом все мероприятия под эгидой Primavera Sound длятся около недели.

Основными сценами на фестивале были Heineken Stage и Sony Stage, повернутые лицом друг к другу (на них выступали самые главные хедлайнеры), ATP Stage, лайн-ап которой был составлен основателем инди-фестиваля All Tomorrow’s Parties Барри Хоганом, и Ray-Ban Stage – примерный аналог того, что на крупных «полевых» фестивалях обычно называют «малой сценой». Была также сцена Boiler Room, предназначенная для танцевальной электронной музыки, и особая «секретная сцена», где выступали «специальные гости», среди которых в этом году была группа Питера Хука The Light, целиком исполнявшая альбом Joy Division “Unknown Pleasures”, и культовые Buzzcocks. Надо ли говорить, что билеты на эту сцену разлетались за считанные минуты (за эти билеты не нужно было дополнительно платить, но их выдавали в условленное время в условленном месте). Отдельного упоминания заслуживает зал Auditori Rockdelux, расположенный в удивительном футуристичном здании Музея естественных наук Барселоны, - в этом помещении, рассчитанном на три с лишним тысячи зрителей, проходили самые атмосферные выступления.

Как и на всех крупных опен-эйрах, билеты на Primavera Sound нужно было обменивать на браслеты. Чтобы избежать очередей, организаторы начали обмен за два дня до официального старта фестиваля, но, в общем-то, и в «нулевой» день получить браслет можно было оперативно и без суеты. Основная программа этого дня проходила на сцене ATP и была бесплатной; первой иностранной группой, выступавшей в этот вечер, и коллективом, с которого для меня начался фестиваль, были англичане Temples, исполняющие свой вариант психоделического рока. Играют ребята неплохо и с душой, но откровением их не назовешь, и после нескольких треков можно заскучать. Однако в этот вечер на «Примавере» было не до скуки – во время концерта Temples полил такой дождь, что казалось, весь фестиваль вот-вот смоет в море. «Хорошо здесь, - сказал вокалист Temples Джеймс Эдвард Бэгшо, - кошмарная погода – совсем как дома». Дождь был настолько сильным, что пришлось сдвинуть концерты по времени на полчаса – необходимо было просушить сцену.

На ATP Stage после Temples выступали Stromae, Sky Ferreira и Holy Ghost!, но у меня были другие планы: именно в этот вечер в клубах Барселоны проходили концерты интереснейших исполнителей, которых не было в основной программе фестиваля. Поэтому я устремился в клуб BARTS на станции метро Параллель, где главной моей целью было выступление голландской панк-группы The Ex. The Ex были заявлены и в один из основных дней фестиваля, но, поскольку расписание «Примаверы» было очень плотным и концерты многих артистов пересекались по времени, было только логичным увидеть как можно больше музыкантов заранее. Тем более, музыка голландцев очень удачно вписывается в клубный формат. Придя в BARTS чуть раньше, я неожиданно для себя застал на сцене самого Петера Брётцманна – одну из важнейших фигур европейского фри-джаза. Оказалось, что Брётцманн выступал на «Примавере» со своей группой Full Blast. Выглядело это так: маэстро выдувал отчаянные трели из саксофона и кларнета, а его коллеги – басист Марино Плиакас и ударник Михаэль Вертмюллер, весь концерт благоговейно поглядывавшие на своего 73-летнего предводителя, – создавали железобетонную стену звука, гудящий и грохочущий фон для пронзительных излияний Брётцманна. В сущности, это было такое же «трио из ада», как и другой проект джазмена ADA Trio. То, что Full Blast играли перед The Ex, выглядит даже символично: Брётцманн – такой же панк, абсолютно бескомпромиссный в своем подходе к музыке и ее исполнению, гневный, кипящий и разрушающий не только стереотипы, но и вообще все на своем пути. Собственно, название проекта – Full Blast - говорит само за себя: музыканты играют на полную мощь, превращая свое выступление в настоящий армагеддон, настолько захватывающий, что хочется его повторить.

The Ex – анархо-панк-группа из Амстердама, образовавшаяся еще в 1979-м, на пике второй волны мирового панк-движения. Команда выпустила уйму альбомов, продемонстрировав при этом широту кругозора и недюжинную творческую оригинальность: коллектив не ограничивался тремя аккордами и экспериментировал с разными стилями, от африканской этно-музыки до того же фри-джаза. Примечательно, что на своем последнем альбоме голландцы скооперировались с новообразованным духовым ансамблем Brass Unbound, в состав которого входят такие величины современной свободной джазовой сцены как Матс Густафссон и Кен Вандермарк. Однако в BARTS The Ex выступали вчетвером, без приглашенных гостей, и это был один из самых запоминающихся и веселых концертов Primavera Sound 2014. Трое гитаристов сразу же начали дурачиться и толкаться, сражаясь за право нажать на кнопки сэмплера; барабанщица выходила к микрофону, чтобы спеть пару песен; действия музыкантов на сцене казались одновременно спонтанными и отлаженными. В стилистическом плане то, что играли The Ex, было скорее нойз-роком, чем панком в его классическом понимании, и навевало стойкие ассоциации с Sonic Youth и Pavement. Выступление команды искрилось восхитительной иронией, что, в сочетании с чистым панк-драйвом, вызывало как минимум симпатию, а как максимум – настоящий кайф. Концерт длился ровно столько, сколько было необходимо, – не больше часа; при большей продолжительности эта музыка начала бы вызывать дискомфорт – все же три электрогитары (The Ex играли без баса) дают в сумме довольно резкое и перегруженное звучание. Таким образом, клубный вечер стартового дня Primavera Sound стал отличной альтернативой выступлениям поп-звезд на главной фестивальной арене.

Первый официальный день Primavera Sound (как и последующие дни) начался в зале Auditori Rockdelux – очень уютном помещении, обеспечивающем ощущение полной изоляции от окружающего мира, спокойствия и сосредоточенности. Этакая тихая гавань в море фестивального шума и суеты, отличающаяся к тому же великолепным звуком. Я пришел в «Аудиторию», чтобы увидеть A Winged Victory For The Sullen – проект пианиста Дастина О’Халлорана и электронщика Адама Уилтци из группы Stars Of The Lid. Дуэт заинтересовал меня после того, как я услышал их совершенно захватывающее исполнение второго квартета Майкла Наймана. К счастью, A Winged Victory For The Sullen приехали на «Примаверу» не вдвоем, а с живыми струнными. Концерт, однако, оказался не таким интересным, как я ожидал: музыка на грани эмбиента и современной классики, несколько однообразная и без особого развития. К тому же музыканты испытывали явный стресс: всю их аппаратуру авиакомпания «Люфтганза» по ошибке отправила в Москву, поэтому выступление прошло не очень гладко, плюс к этому возникли какие-то конфликты с охраной, а свой мерчандайз группе пришлось продавать из больших сумок прямо на сцене. Уилтци было тяжело скрывать свое раздражение: «Не первый раз немцы все портят» - сказал он. Кстати, свои выступления A Winged Victory For The Sullen выстраивают на ходу – никаких сетлистов заранее они не составляют и не договариваются о том, что будут играть.

Следующими в Auditori играли Sun Ra Arkestra – коллектив, собранный знаменитым джазменом не от мира сего (а точнее, с Сатурна, как он сам утверждал), одним из наиболее неординарных, плодовитых и своеобразных композиторов прошлого века. Самому Сан Ра исполнилось бы в этом году 100 лет, и, несмотря на то что главный джазовый пришелец умер в 93-м, его «Аркестр» продолжает гастролировать с наследием своего духовного и музыкального лидера, отмечая его вековой юбилей. В настоящее время «Аркестр Сан Ра» возглавляет 90-летний саксофонист Маршалл Аллен, а весь коллектив насчитывает более десятка участников. Выступление Sun Ra Arkestra – это настоящая афро-мистерия, в которой музыка переплетается с хореографией и перфомансом. Все музыканты одеты в блестящие сверкающие плащи и головные уборы, напоминающие о «космическом» происхождении Сан Ра и его музыки, и от действа на сцене буквально не оторвать глаз. Во время пьесы “Angels And Demons At Play” саксофонист Кноел Скотт изображал неповторимые демонические танцы, делая бесчисленные сальто и ходя колесом вокруг остальных членов «Аркестра». В следующей композиции все музыканты, играющие на духовых внезапно встали с мест и пошли в зал, гуляя между рядами и в буквальном смысле дудя зрителям в уши. Все, что делали эти исполнители, казалось непредсказуемым и хаотичным, но при этом было отмечено необъяснимой грацией и артистизмом какой-то поистине космической природы. Когда Маршалл Аллен стал солировать, даже те, кто собрался покинуть зал, остановились как вкопанные – пропустить номер, исполненный такой лиричности и красоты, было бы преступлением. Уходить с этого удивительного выступления совершенно не хотелось, однако все же надо было двигаться дальше – на ATP Stage начинали играть Neutral Milk Hotel, группа также интересная и нечасто дающая концерты.

Выступление Neutral Milk Hotel было одним из наиболее ожидаемых реюнионов на Primavera Sound в этом году, ради которых многие и приехали на фестиваль (лидировали по ожидаемости и уровню возложенных ожиданий в этой категории, конечно, Slowdive). Джефф Мэнгам, распустивший коллектив в 1999 году, снова собрал своих разношерстных друзей, чтобы пройтись по классическому материалу Neutral Milk Hotel (а другого у группы и нет) в живом исполнении. Музыканты на сцене выглядели как неоднородная толпа, в которой перемешались упоротые персонажи неведомой сказки и городские сумасшедшие из американской глубинки, которые играли на всем, что было под рукой, включая пилу. Все было бы совсем здорово, если бы не подкачал звук – партии многочисленных инструментов сливались в кашу, хотя фанаты говорят, что так и должно быть, и какофония это неотъемлемый элемент саунда группы. Публика была очень довольна концертом, к тому же Neutral Milk Hotel исполнили почти целиком свой самый известный альбом «In the Aeroplane Over the Sea». Праздник фрик-фолк-н-ролла удался.

Далее наступило время хедлайнеров. На 23 часа было назначено выступление Queens Of The Stone Age, которое в итоге оказалось натуральным музыкальным артобстрелом. Группа Джоша Омма, который с грациозностью и напором хищника руководил процессом рок-н-ролльной бойни, бомбила публику мощнейшими риффами, заставляя сходить с ума от жесткого драйва. Все было как нужно: слэм в толпе, обожание в глазах фанатов (и фанаток), коллективное выкрикивание песен и, конечно же, «никотин, валиум, викодин, марихуана, экстази и алкоголь». Настоящие убийцы из пустыни.

Гвоздем программы этого дня стало масштабное выступление фаворитов публики Arcade Fire. Канадцы собрали огромную толпу зрителей – задние ряды находились там, где совсем недавно бушевали поклонники QOTSA (напомним, что сцены Sony и Heineken, о которых идет речь, стояли друг напротив друга). Этот концерт можно считать совершенным во всех отношениях: настоящее визуальное шоу не хуже, чем у Muse или Radiohead, 12 человек на сцене, духовая и струнная секции (и при этом великолепно отлаженный звук!), танцы, яркие костюмы, отличная музыка – и все это объединено интересной художественной концепцией (мне сложно сформулировать, в чем она заключается и что символизирует фигура в серебряном одеянии, танцевавшая напротив сцены перед звукорежиссерской будкой, но фанаты, наверное, в курсе). Тому, что играют сейчас Arcade Fire, очень сложно дать адекватное определение – это многослойная и красочная поп-симфония. За 10 лет своей творческой активности команда превратилась в группу мирового уровня, чье выступление не может оставить равнодушным. Право на недовольство было только у тех, кто стоял слишком далеко и упустил возможность как следует насладиться этим пиршеством звука и цвета.

Если на большинстве фестивалей концерты такого размаха обычно завершают дневную программу, то на «Примавере» вечеринка продолжается до утра. Я пропустил выступления Disclosure и Moderat (то, что эти ребята играли в одно время на разных сценах было одним из главных поводов для расстройства у тех, кто следит за последними веяниями современной танцевальной музыки), и в начале четвертого пришел на сцену Ray-Ban, чтобы посмотреть концерт Metronomy. К слову, какого-то ажиотажа и борьбы за места у сцены на Primavera Sound не было вообще – то есть, если вас, к примеру, вполне устраивало место не в первом, а, скажем, в десятом ряду, можно было спокойно подходить непосредственно перед началом выступления (за 10 минут до начала концерта Metronomy очередь за пивом была больше, чем количество зрителей у сцены). Гости с «английской Ривьеры» оказались очень милыми и очаровательными ребятами в белых костюмах, сочетавшихся с декорациями сцены, оформленной под 70-е. Фактически то, что играют Metronomy, - это современная поп-музыка с очень неровными мелодиями и кривыми ритмами, унаследованными от экспериментального электронного прошлого группы. Барабанщица Анна Прайор сама играет как метроном, басист Олугбенга дает фанкового жару, скромняга фронтмен Джозеф Маунт выступает в качестве тихого дирижера – музыканты, каждый со своим индивидуальным образом и харизмой, напоминают супер-команду из любимого комикса или мультфильма, наивную, но очень обаятельную. Хитом и самым проникновенным номером вечера с красивейшим соло на акустической гитаре стала песня “The Upsetter”, посвященная всем влюбленным (Metronomy исполняли в основном материал своего последнего альбома “Love Letters”).

День второй (а по факту третий) начался в «Аудитории» с концерта Мика Харви (соратника Ника Кейва и участника The Birthday Party и The Bad Seeds), который подготовил программу из песен Сержа Гензбура (в 90-х Харви выпустил два альбома со своими версиями песен французского артиста-провокатора). В Барселоне снова полил дождь, к тому же мы сели не на тот автобус и в итоге не успели к началу концерта, но это не единственная и не главная причина того, что выступление показалось скомканным. Многие песни Мик не мог правильно начать с первого раза, периодически ошибался, а “Je t’ame… moi non plus” мы почему-то прослушали только в записи. И, несмотря на то что с Харви играла целая команда музыкантов, среди которых была немаленькая струнная секция, порой было просто непонятно, что происходит (а точнее, почему не происходит самого главного – нормального исполнения песен). Налицо была серьезная подготовка, но несерьезная реализация.

Следующим концертом вечера стало долгожданное выступление Slowdive – событие, которое то и дело обсуждалось зрителями в толпе у разных сцен с самого первого дня «Примаверы». Культовая английская шугейз-группа, участники которой не играли вместе 20 лет, воссоединилась, и Primavera Sound стал первым фестивалем, на котором коллектив должен был сыграть для публики после столь продолжительного отсутствия. Нужно сразу сказать, что это был тот случай, когда все ожидания и надежды оправдались с лихвой. И дело было не столько в музыке, сколько в ее удивительном сочетании с тем временем и местом, где проходил концерт (тихий закат на фоне футуристических зданий квартала Сант Марти), а самое главное, с той нескрываемой радостью от встречи, которую в равной степени излучали как слушатели, так и сами Slowdive. Вокалистка Рейчел Госуэлл все выступление не могла скрыть улыбки, остальные музыканты были явно смущены таким теплым приемом. Поистине самое трогательное выступление этого фестиваля и негромкий, но самый впечатляющий реюнион.

Вечер вернувшихся легенд продолжился на Heineken Stage концертом Pixies – американские старички, создавшие в 80-х эталон независимой альтернативной музыки, дали такого жару, какой молодой шантрапе и снился. Черный Фрэнсис и его команда (Pixies гастролируют в оригинальном составе, заменив только басистку – Ким Дил покинула группу в 2013) на одном дыхании отыграли ударный сет, в котором одинаково хорошо звучали новые песни и классика. При этом звук был отменным – даже в характерных диссонансных партиях гитариста Джоуи Сантьяго была отчетлива слышна каждая нота. К сожалению, пришлось покинуть выступление Pixies раньше времени из-за страха не попасть на The National, которые в расписании стояли следующими по списку на соседней сцене. Учитывая ажиотаж, который творится вокруг группы последние несколько лет, казалось разумным занять место в толпе чуть заранее - о чем потом пришлось пожалеть. Первое, что разочаровало в концерте The National, это звук: духовых, на которых играли целых три человека, все равно что не было, остальные инструменты тоже с трудом удавалось выделить из общего нагромождения. Ну и второе – это знаменитый декаданс вокалиста Мэтта Бернингера, которому он активно предается на сцене. The National известны тем, что покоряют сердца слушателей пронзительной меланхолией, главным проводником которой и является Бернингер – и как певец, и как фронтмен. Но если в 2008 году, когда я впервые увидел эту команду из Цинциннати, их выступление действительно стало откровением и произвело очень глубокое впечатление, то при виде вокалиста, спустя шесть лет все так же опустошающего по ходу концерта бутылку вина, швыряющего микрофонные стойки и чуть ли не бьющегося головой об пол, возникают уже смешанные чувства. А точнее, ощущение наигранности и того, что образ страдающего пьющего интеллигента уже утратил актуальность и больше не выглядит правдоподобным. Надо сказать, однако, что при всех отмеченных недостатках старые песни, такие как “Mistaken For Strangers” и “Slow Show”, звучат великолепно и способны зацепить даже постороннего слушателя. При этом The National подготовили сюрприз – пригласили в качестве гостя Джастина Вернона, известного как фронтмен проекта Bon Iver и выступавшего на «Примавере» со своей группой Volcano Choir, и исполнили пару песен вместе с ним. Но, право слово, лучше было бы досмотреть до конца концерт Pixies и услышать “Where Is My Mind” перед их сценой, а не стоя к ней спиной в рядах поклонников The National.

Все печали мигом испарились под музыку !!! – устоять на месте на концерте калифорнийских дэнс-панков было невозможно. Группа, издававшаяся в свое время на одном лейбле с The Mars Volta, играет сейчас очень подвижную и веселую музыку, этакий мутант-фанк. Фронтмен и вокалист Ник Оффер – одновременно и тамада, и клоун; его энергия и способность удерживать внимание публики с помощью нелепых танцев и придурковатого поведения и смешит, и восхищает. Под такие грувы зашевелится даже самый стеснительный зритель, особенно видя перед собой пример взрослого кудрявого мужика, скачущего по сцене в коротких синих шортиках.

Танцевальная программа продолжилась на сцене Ray-Ban, где выступали австралийцы Jagwar Ma, которых так хвалит музыкальная пресса, а некоторые критики даже описывают их стиль как «мэдчестер XXI века». В целом звучание команды можно описать как рейв-ремикс на The Music. Как и большинство молодых музыкантов, игравших на «Примавере», из живых инструментов Jagwar Ma используют преимущественно бас и лишь иногда гитару, прибегая на некоторых треках к живым ударным (постучать на них, кстати, пришла барабанщица Warpaint) – основная часть музыки воспроизводится с помощью сэмплеров и синтезаторов. Однако что-то в этих ребятах точно есть – им удалось каким-то неуловимым образом воскресить атмосферу рейвов 90-х и ощущение свободы, которое было так свойственно композициям бэгги-групп того времени. Хорошее танцевальное выступление.

В 4 часа утра я решил посетить сцену Bowers & Wilkins, она же Boiler Room. На ней в основном играли музыканты-электронщики с уклоном в техно и другие жесткие стили. Сцена представляла собой шатер, в котором по кругу были установлены 4 комплекта специальной концертной акустической системы фирмы Bowers & Wilkins (компания выбрала Primavera Sound для презентации своей новейшей технической разработки) с охватом в 360 градусов. В тот вечер основным резидентом Boiler Room был американец Доминик Ферноу, работающий в различных направлениях андеграундной музыки, самым известным детищем которого является нойз-проект Prurient. В последнее время Доминик выпускает музыку под именем Vatican Shadow – атмосферный ритмик-нойз с сильным политическим подтекстом. Звучало это весьма зубодробительно, учитывая, что уровень громкости зашкаливал – находиться в центре этой «дискотеки», где со всех сторон прямо на голову обрушиваются оглушительные биты, было просто небезопасно для слуха. На потолок поочередно проецировались фрагменты каких-то религиозных текстов и подробные чертежи и схемы военных самолетов и оружия. Сам Ферноу бесновался за аппаратурой, что-то агрессивно выкрикивая в микрофон. То, что звук беспощадно молотил со всех сторон, шатер был переполнен людьми и практически невозможно было понять, где находится сам исполнитель, способствовало дезориентации в этом тесном пространстве. Может быть, такой эффект и был запланирован, но большую часть времени, проведенного на этой сцене, было просто непонятно, что происходит. До конца я Vatican Shadow не дослушал.

На пути к выходу я заглянул на Ray-Ban Stage, где должен был выступать знаменитый французский техно-продюсер Лоран Гарнье. Лоран совершенно один стоял в центре сцены со своими вертушками, а перед ним клубилось море самозабвенно танцующих людей. На часах было 5 утра, над Барселоной брезжил рассвет, но расходиться никто не собирался.

Последний день фестиваля начался с концерта знаменитого «Кронос-квартета» в «Аудитории». Американские музыканты, отмечающие в этом году 40-летие творческой деятельности, сыграли интереснейшую программу, в которую входили произведения разного времени и самых различных авторов – от минимализма Терри Райли до сирийских народных песен Омара Сулеймана, от электронных композиций Лори Андерсон до саундтрека к фильму «Фонтан». При этом, помимо струнных, в ход шли и различные околомузыкальные технические средства вроде магнитофонов и устройства, напоминающего модифицированный проигрыватель пластинок (к сожалению, не могу дать профессионального определения всему инвентарю, который использовали участники квартета). Как и во время предыдущих концертов в Auditori, не покидало ощущение неправдоподобности происходящего: трудно было поверить в то, что ты сидишь в прекрасном камерном зале, слушаешь выступление мировых величин современной классической музыки, а за стенами «Аудитории» гремят рок-концерты, при этом и то, и другое идет в рамках одного фестиваля.

Первым выступлением этого дня на одной из главных сцен стал очередной долгожданный реюнион – американские рокеры Television, динозавры нью-йорской панк-сцены 70-х, должны были исполнить свой культовый альбом “Marquee Moon” от начала до конца на Sony Stage. Концерт прошел достаточно спокойно, 64-хлетний Том Верлен казался каким-то усталым, вокал был слабоват, однако инструментальное мастерство по-прежнему при нем. Увидеть в деле группу такого уровня, тем более фактически находящуюся на пенсии, это большая удача.

Еще один культовый исполнитель выступал в тот день на Ray-Ban Stage – бразильский певец Каэтану Велозу, в 60-е стоявший вместе со своим соратником Жилберту Жилом у истоков музыкально-художественного движения Тропикалия. Музыка у сеньора Каэтану оказалась достаточно своеобразной – не всегда она была мелодичной, часто имели место атональные пассажи. Было очевидно, что выступление носит концептуальный характер – на сцене стояли холсты с нарисованными на них геометрическими фигурами, чье значение было недоступно слушателям, близко не знакомым с творчеством бразильского маэстро. Ближе к середине сета Велозу заиграл более известные и более мелодичные свои композиции, и публика стала танцевать. К сожалению, в полной мере оценить эти песни невозможно без знания португальского языка – соотечественники Каэтану Велозу и те, кто хорошо знает его музыку, утверждают, что он замечательный поэт, и в этом, собственно, и заключается прелесть его композиций. Так или иначе, публика выступлением артиста была довольна, и настроение в толпе царило радостное.

Между тем на ATP Stage разворачивалась совсем другая картина: там собирались поклонники канадской пост-рок-группировки Godspeed You! Black Emperor. Кто-то запел: «Jesus Christ, I love you” – у людей явно еще живы были воспоминания о шоу Neutral Milk Hotel, которые играли на этой же сцене двумя днями ранее. Когда канадские музыканты стали по очереди выходить на сцену, казалось, что они просто настраивают инструменты – на самом деле это было началом первой композиции. Так прошел весь концерт: GY!BE ни сделали ни одной паузы, ни единым словом или жестом не обменялись с публикой. В целом все их композиции строились по одному повторяющемуся принципу: продолжительное вступление в виде стены звука, нагнетающее напряжение, затем громкая кульминация, затем такая же, как и вступление, кода, переходящая в начало следующего трека. Концерт Godspeed You! Black Emperor прошел этот цикл несколько раз, что предсказуемо показалось несколько однообразным, но, вопреки логике, это выступление оставило после себя сильное впечатление. Помимо музыки играл свою роль блеклый тематический видеоряд, показывавший то разрушенные войной дома, то какую-то черно-белую хронику, - иными словами, обнаруживавший весь тот политический антиглобалистский подтекст, которым известны работы группы. Бросалась в глаза и сосредоточенность музыкантов на своих песнях: по сути, их концерт напоминал сидячую забастовку. GY!BE были похожи на молчаливых демонстрантов, которые расположились по-походному – кто-то на складных стульчиках, кто-то на полу, кто-то стоя, прямо посреди сцены стоял большой ящик из-под аппаратуры – и исполнили свой музыкальный манифест. В конце участники группы – три гитариста, два басиста, два ударника и скрипачка – так же по очереди встали и покинули сцену. Идейный лидер проекта Ефрим Менюк лишь приложил палец ко лбу в знак прощания со зрителями, которые еще минут 15 не расходились, пытаясь вызвать группу на бис.

В туре 2013 года Godspeed You! Black Emperor играли на разогреве у Nine Inch Nails. На Primavera Sound повторилась эта расстановка сил: Трент Резнор и Ко выступали сразу после канадских пост-рокеров, только на другой сцене – Sony Stage. Один из наиболее ожидаемых концертов фестиваля в действительности стал самым оглушительным и ошеломляющим событием «Примаверы». Сочетание острой, как бритва, холодной электроники и рубящих гитар оказывало на публику поразительный эффект: зрители прыгали в мазохистском экстазе словно под ударами невидимой плети. Трент Резнор бродил по сцене как зверь, полностью контролируя и музыкантов, и слушателей. NIN отыграли убойную программу, комбинируя свежие техноидные боевики наподобие “Copy Of A” со старыми параноидальными хитами вроде “Closer”, и закончили свой сет на пронзительной ноте песней “Hurt”. На этом, в принципе, можно было заканчивать фестиваль, потому что в голове не укладывалось, как после такого концерта можно адекватно воспринимать что-то еще. Надо отметить, что, по сути, Nine Inch Nails на сегодняшний день единственная индустриальная группа, выступающая в качестве хедлайнеров на непрофильных (то есть не имеющих отношения к так называемой «черной сцене») фестивалях такого уровня – и их уникальная энергетика вполне это объясняет.

Следующими в расписании были британцы Foals – после шоу NIN они, конечно, выглядели как котятки, но сложно отрицать, что коллектив принадлежит к лидерам в своей весовой категории. Музыканты исполнили всего 9 песен, почти каждая, однако, длилась около 10 минут – это настоящий прогрессив-инди-рок, изобретательный, живой, подвижный и очень профессионально и технично сыгранный. Вокалист Яннис Филиппакис то и дело «ходил в народ», чем безмерно радовал публику, и без того стоявшую на ушах. Замечательный концерт, пролетевший на одном дыхании.

Последним выступлением того вечера, на котором для Day Sleeper Sounds закончился фестиваль Primavera Sound, стал концерт австралийцев Cut Copy. Легкая танцевальная музыка, возвращающая во времена рейвов начала 90-х, бодрые ритмы, хиты “Hearts On Fire” и “Lights And Music” – все это помогло сбросить эмоциональное напряжение, вызванное сетом Nine Inch Nails (голос маньяка Трента Резнора еще звенел в ушах). Веселье на «Примавере», как и в предыдущие дни, продолжалось до утра, но я решил закруглиться на Cut Copy и последовать совету, горевшему на экране бо́льшую часть их выступления, - free your mind.

Немного о недостатках.

Главный и, пожалуй, единственный недостаток Primavera Sound – это то, что слишком большое количество артистов выступают в одном месте в течение слишком короткого периода времени. На большинстве крупных опен-эйров за четыре дня играет меньше исполнителей, чем «Примавера» умещает в три полноценных дня. Как результат – слишком концентрированный состав участников и чересчур плотное расписание, которое не раз поставит вас перед тяжелым выбором и заставит скрепя сердце вычеркнуть из своего персонального графика как минимум несколько очень интересных концертов. Самым простым решением этой проблемы для посетителей было бы продлить фестиваль на один день не увеличивая количество выступающих музыкантов, однако у организаторов, очевидно, свои соображения на этот счет. Ниже следует список самых досадных упущений Day Sleeper Sounds на Primavera Sound 2014 – группы, которые очень хотелось, но не удалось посмотреть.

The Brian Jonestown Massacre. Психоделический коллектив Антона Ньюкомба, человека с противоречивой репутацией и видной фигуры американского инди-андеграунда, выступал в клубе Apolo в «нулевой» день. Опыт подсказывал, что лучше не тратить силы еще до начала основного действа, поэтому пришлось пойти на поводу у разума и пропустить ночные концерты первых суток фестиваля.

Har Mar Superstar. Американский дэнс-хулиган, косящий под порно-звезду 80-х Рона Джереми и выступающий почти голышом, знаменитый своим потным R’n’B и соленым соул-попом, играл в Apolo следом за Brian Jonestown Massacre. Пришлось пропустить по той же причине. А ночка, наверное, была жаркой.

Charles Bradley. Чернокожий соул-певец, похожий на Джеймса Брауна, всю жизнь проскитавшись по задворкам Соединенных Штатов, перебиваясь случайными заработками, в 63 года выпустил свой первый альбом, и тут же про него сняли фильм с громким названием “The Soul Of America” и стали приглашать на фестивали по всему миру. Само воплощение американской мечты. Играл одновременно с Arcade Fire.

Dr. John. Признанный новоорлеанский музыкант, известный любому ценителю аутентичного блюза, играл на Ray-Ban Stage во второй день, и, в принципе, на него вполне можно было успеть, но настолько большим был хайп вокруг Slowdive, которые выступали часом позже, что пришлось поддаться ажиотажу и поспешить занять места перед концертом британских шугейзеров.

Peter Hook and The Light. Группа оригинального басиста Joy Division, полностью исполняющая на концертах единственные два студийных альбома культовых манчестерских пост-панков. Хук, конечно, не Ян Кертис, но увидеть воочию человека, работавшего над бессмертной классикой жанра, было бы как минимум интересно. Выступали на «секретной сцене» одновременно с Neutral Milk Hotel.

Buzzcocks. Еще одни легенды английского панка, на этот раз со своим собственным материалом, знакомым и любимым публикой. Играли на «секретной сцене» и пересекались с Godspeed You! Black Emperor и NIN.

Mogwai. Одно из главных недоразумений – гиганты британского пост-рока выступали одновременно с Nine Inch Nails, пришлось после серьезных раздумий выбрать последних. Вариант перемещаться между сценами, чтобы увидеть и тех и других, не рассматривался, так как из-за расстояния между площадками и большого скопления зрителей, это означало бы не увидеть вообще ничего.

Далее еще немного фотографий из Парка дель Форум (открыв одну фотографию в полном размере, можно перемещаться по галерее с помощью стрелок на клавиатуре):

PRIMAVERA SOUND 2014: Parc del Fòrum PRIMAVERA SOUND 2014: Parc del Fòrum PRIMAVERA SOUND 2014: Parc del Fòrum

 PRIMAVERA SOUND 2014: Pitchfork Stage PRIMAVERA SOUND 2014: Parc del Fòrum PRIMAVERA SOUND 2014: Parc del Fòrum

 PRIMAVERA SOUND 2014: Parc del Fòrum PRIMAVERA SOUND 2014: Sunset / Slowdive PRIMAVERA SOUND 2014: Museu blau

 PRIMAVERA SOUND 2014: Parc del Fòrum PRIMAVERA SOUND 2014: Parc del Fòrum PRIMAVERA SOUND 2014: Parc del Fòrum

Уже известно, что следующий фестиваль Primavera Sound пройдет с 28 по 30 мая 2015 года. Это будет 15-я по счету «Примавера», а значит, можно рассчитывать на какие-то особые эксклюзивы. Первые партии билетов уже в продаже.

Сентябрь 2014

В тексте были использованы фотографии, принадлежащие следующим авторам:

Paul Saunders