ab ovo: empreintes

2005, ant-zen

Бывает, не знаешь, с чего начать разговор о том или ином альбоме. Сознание рассеянно, и все никак не можешь найти что-то, за что можно было бы зацепиться, от чего должно оттолкнуться повествование, чтобы потом развернуться в запоминающийся и образный рассказ, оставляющий после себя какое-то впечатление, отпечаток. То, что по-французски называется empreinte.

Бывают альбомы, которые хочется назвать «музыкой переходных состояний». Такие вещи вызывают довольно необычные ощущения, очень обманчивые, за гармонией которых кроется что-то ощутимо зловещее… или, может быть, напротив, неощутимое? Недаром в пресс-релизе этот альбом сравнивают с коварным зыбучим песком – он медленно и неотвратимо затягивает вас под голубым и ясным небом на фоне моря, сверкающего прямо перед глазами.

Вы не замечаете, как погружаетесь в зыбучий песок – точнее, замечаете это слишком поздно. Так и музыка этого альбома меняет свои оттенки плавно, обманчиво, и названия вроде “Maelstrom”, “Deep” или “Anamorphose” как нельзя лучше подходят для описания их природы и воздействия.

По форме этот стиль можно было бы определить как idm, но по эстетике – и звуковой, и визуальной – это скорее все-таки нойз-эмбиент (об этом говорит и факт, что выпущен диск именно на ant-zen). Надо сказать, это один из тех случаев, когда оформление Штефана Альта идеально соответствует художественному содержанию музыки и ее настроению.

Ведущим компонентом многих треков являются однотоновые звуковые линии, проходящие на заднем плане; они скрываются за слоем других электронных деталей, наполняющих трек, за мелодией, их заглушает ритм, но этот монотонный фон в большинстве случаев не обрывается от начала и до конца композиции; линии фонового нойза иногда накладываются друг на друга, пересекаются, образуя легкий диссонанс, - этот диссонанс и вселяет в вас тревогу чуть ли не на подсознательном уровне. Больше половины треков на альбоме ритмичны, но, тем не менее, создается впечатление, что ритмы носят скорее эпизодичный характер, - они служат как крупные штрихи, необходимые для нагнетания мрачности, страха, придания динамичности, но накладываются они на полотно с уже готовым, заранее нанесенным фоном.

Это очень тонко продуманная музыка. В ней практически отсутствует всякая механичность, именно поэтому первая реакция при попытке передать впечатления от нее – описывать ощущениями, а не техническими или общемузыкальными терминами. В таких треках как “Stella Maris” или “Les filles du vent” буквально чувствуется воздух и свет, причем удивительно, что таких впечатлений музыканты добиваются фактически при отсутствии каких бы то ни было явных мелодий, - их гармонии можно сравнить с абстрактными акварельными мазками, передающими оттенки чувств и ощущений на интуитивном уровне. В последней песне “Anamorphose” уже четко доминирует позитивное настроение, и поэтому так и хочется назвать его нетипичным для этой программы. Это вовсе не является свидетельством мрачности остальной музыки на диске – по сути своей, она не мрачна и не радостна - она находится где-то на грани, ее оттенки неуловимо меняются от безмятежности до тревоги или даже легкой паники. Если описывать настроение этой музыки одним словом, то этим словом будет неопределенность. Это и есть истинный анаморфоз: картинка на обложке тоже может быть как светлой, так и зловещей – в зависимости от угла зрения.

Неотъемлемая черта этого альбома – саспенс, берущий начало с первых секунд звучания и не ослабевающий до самого конца. Достигается он разными средствами – временным усыплением бдительности, как в уже упоминавшихся весенних треках “Stella Maris” и “Les filles du vent”, или же нагнетанием атмосферы через музыку – в этом смысле очень показателен трек “Égregore”, воздух в котором буквально перенасыщен статическим напряжением, как перед грозой, и разряжается в итоге минималистичной фортепианной мелодией – всего три ноты, беглый пассаж, но в этом треке он представляет собой хоть что-то прочное, материализовавшееся из зыбкой структуры фонов, шумов, щелчков – ненавязчивых, но и неотступных – и набегающих маленькими воздушными воронками ритмов – хоть что-то стабильное, за что можно ухватиться в этом страшном голубом небе ускользающих ощущений и туманных очертаний.

Наиболее четко структурированную картинку, не распадающуюся на фрагментарные осколки (или не складывающуюся из них?), представляет собой трек “Night Is My Time” – по звучанию он действительно выделяется из общей канвы звуковых кусочков этого альбома. Ночь выглядит удивительно дружелюбно и уютно, она словно лакуна, в которой многократно отраженные пингпонговые ритмы (потрясный музыкальный ход!) заглушают тревожные шорохи и шумы внешнего мира, а благодаря тихой звонкой мелодии темный космос кажется вполне безопасным.

Это идеальная музыка для бессезонья. Бывает, в середине одного из холодных зимних месяцев только начавшегося года случайное (почудившееся?) легкое дуновение какого-то залетного ветерка дезориентирует вас и заставит думать, что это знак приближения бесконечно далекой еще весны. Неожиданное мартовское тепло лишает вас бдительности; мрачные недели переходного времени года сбивают и расстраивают механизмы внутренних часов. Словно какой-то разрыв образуется в привычной связи вещей. Этот альбом – бесконечно глубокий и завораживающий отпечаток этого безвременья.

abovo.free.fr
ant-zen.com

Paul Saunders