Для начала немного о тех, по чьей вине появился на свет
этот альбом. Коллектив Ambre составляют трое известных деятелей
современной экстремальной и экспериментальной электронной
музыки: это знаменитый абстракционист и экспериментатор,
содержатель студии Metarc и бессменный лидер Xingu Hill
Джон Селлекерс, половина электронного дуэта Ammo C-drik
и известный своим шизофреничным подходом к созданию индустриальной
музыки Оливье Моро (Imminent). На этот раз к музыкантам
присоединился их английский коллега Марк Спайби, больше
всего известный под псевдонимом Dead Voices On Air (Мертвые
голоса в эфире), а также работавший в знаменитом эмбиентно-нойзовом
проекте Zoviet*France и сотрудничавший с Evin Key в его
группе Download.
“Sfumato” задумывался лейблом Hushush как первый диск из серии “Threesome”, и для создания этих трех альбомов четыре музыканта должны были работать парами в разных комбинациях. Посмотрим, однако же, что у них получилось.
“Sfumato” — очень необычный и оригинальный альбом. Он представляет собой многогранную, пугающую и болезненную фантасмагорию. Само слово «сфумато» означает особый способ изображения в живописи, позволяющий передать на картине, как воздух «окутывает» предметы; сфумато изобрел Леонардо да Винчи. Мне приходилось читать восхищенные отзывы тех, кто уже слышал эту запись, в которых “Sfumato” называли «работой гениев». Что ж, если и так, то подобная музыка близка скорее образам Сальвадора Дали, чем произведениям великого да Винчи, потому что альбом целиком выполнен в духе сюрреализма. Это могут подтвердить такие треки, как, например, “Le clown baxir kodek”, в котором искаженные и резкие электронные звуки имитируют хохот безумного клоуна. В “Visite au zoo triste” слушатель попадает в какой-то странный зоопарк; “Citadelle interiéure” навевает мысли о космосе, но вдруг слышится плеск воды, и понимаешь, что космосом это быть не может, так как там воды нет. Или “L’horloge de Calcutta”, в котором сквозь странное гудение слышатся индийские мелодии, но к ним вскоре примешивается какой-то треск, похожий на звук, издаваемый коротящим оголенным проводом. И так практически в каждой композиции сочетается несочетаемое, как в картинах вождя сюрреалистов. Понятно, что подобная игра воображения создает соответствующую атмосферу, но она не то чтобы мрачная, а скорее пугающая и настораживающая. Весь альбом слушается в напряжении.
Обложка “Sfumato” выполнена в желто-оранжевых тонах с черной окантовкой, но лично мне показалось, что подавляющее большинство композиций с альбома вызывают ассоциации именно с черным цветом. Причем это не цвет ночи, которую сменит утро, а некий бесконечный, бездонный мрак, как в открытом космосе или неведомых, потаенных уголках человеческого подсознания… В общем, я думаю, из вышесказанного стало ясно, что слабонервным лучше воздержаться от прослушивания этого диска. Так или иначе, его можно порекомендовать как истинным ценителям экспериментального электронного экспрессионизма, так и просто людям, не знающим чем себя удивить.
ant-zen.com
syrphe.com
metarc.com
Sfumato on Discogs
Paul Saunders