THE MARS VOLTA
The Bedlam In Goliath

2008, Universal Records

25 января, с опозданием на 4 месяца, наконец вышел новый альбом The Mars Volta “The Bedlam In Goliath”. Я всегда очень многого жду от этой группы, и до сих пор мои ожидания в большей или меньшей степени оправдывались. Однако на этот раз, сразу скажу, меня постигло легкое разочарование.

Не дождавшись официального релиза, я скачал альбом в неплохом качестве из Интернета, поэтому на данный момент кое-какие моменты так и остались неизвестными для меня, в частности, бонус-треки, полные тексты песен, какие-то другие нюансы… Но об основном содержании «Бедлама в Голиафе» я получил достаточно четкое представление, о чем, собственно, и хочу рассказать. Итак, что первое бросается нам в глаза, когда выходит новый диск? Обложка. Ее делал Джефф Джордан, фотохудожник, которому принадлежит картина "Большой мутант", послужившая обложкой для альбома "Amputechture". Название. Оно как всегда отдает психопатическим бредом, очень свойственным текстам Седрика Бикслера. История создания этого альбома тесно связана с доской для спиритических сеансов, которой участники группы (уж не знаю, на трезвую ли голову) баловались, находясь в туре в поддержку своего предыдущего альбома. По словам Седрика Бикслера, это развлечение так поглотило их и они стали так серьезно все это воспринимать, что само существование группы оказалось под угрозой. Так вот, все названия на новой пластинке были продиктованы магической доской — музыканты, похоже, слушались ее во всем. Как я понял, некоторые песни доска прокляла, и их пришлось забраковать… Итак, можно считать, что перед нами очередной концептуальный альбом.

Главной причиной ступора для меня стала музыка. Я много раз послушал пластинку, но она не произвела на меня такого впечатления, как предыдущие альбомы The Mars Volta, то есть после первого прослушивания я подумал, что, видимо, что-то пропустил, прослушал, но это странное чувство не исчезло полностью и после седьмого раза… Думаю, надо остановиться на музыке подробнее, чтобы у вас не возникло ложного представления о «Бедламе» — на самом деле он все-таки вовсе не ужасен.

Резкость давно стала, да, пожалуй, и всегда была одной из основных черт The Mars Volta. Их песни и альбомы начинаются внезапно и иногда как будто с середины, а когда они заканчиваются, кажется, что порвалась пленка или сломался проигрыватель. В таком же духе начинается и “The Bedlam In Goliath”. Музыкально “Aberinkula”, первый трек, выдержан в духе прошлой пластинки, “Amputechture”, так что поначалу возникает ложное чувство, что «Бедлам» задуман как продолжение «Ампутектуры». Но потом все меняется. “Metatron” выстроен в лучших традициях Марсов: полиритмия, виртуозная барабанная техника, вся песня собрана из различных фрагментов, объединяемых общим припевом, который появляется словно только лишь для того, чтобы сигнализировать слушателю, мол, следующий трек еще не начался, не удивляйся. Важная тенденция, которая отчетливо прослеживается на примере этой песни: в новых композициях встречаются потрясающе красивые моменты, но они длятся, как правило, не дольше 30 секунд, никак не развиваются, да и, как видно, были задуманы как своего рода декоративные элементы (похожий пример — коротенький проигрыш на духовых в тяжеловатой, затянутой “Cavalettas”). Это я считаю одним из самых главных недостатков альбома.

Но, к чести Омара Родригеза и его коллег, я не могу не признать, что новая пластинка — действительно новая. В музыкальном плане она совершенно не ассоциируется с какими-то прошлыми релизами The Mars Volta (за исключением разве что уже упомянутой «Аберинкулы»). Новаторство в звуке здесь нередко сочетается с оригинальными мелодическими находками (например, “Ilyena”). В этом отношении просто нельзя не упомянуть совершенно потрясающий трек “Soothsayer”: в нем есть богатый звуковой фон, скрипка (!), странные песнопения, создающие специфические бредовые ощущения, мелодизм и вокал — голос, в котором слышится какое-то необъяснимое отчаяние, обреченность, абсолютно как на первом альбоме Вольты “De-Loused In The Comatorium”. Это просто великолепно, это то, что всегда делало музыку этой группы такой притягательной — эта необъяснимость, идущая от текстов и специфических тем их альбомов, это отчаяние и трагизм, которые ты ощущаешь так, что мурашки по коже бегут, но не знаешь и не понимаешь повода для отчаяния, его причины. Поэтому кажется, что Седрик поет о каком-то другом мире, пытается рассказать о вещах, которые здешний человек по умолчанию не может понять. Отсюда такая безысходность в его голосе. И в словах “She’s calling me”, что бы они ни значили, слышится и этот смысл — зов чего-то непонятного, недоступного простым людям, из-за которого и кажется, что Марс Вольта говорит человеческими словами, но не на человеческом языке… Однажды, года четыре назад, творчество The Mars Volta назвали в этой связи «великолепной профанацией».

Есть и другие отличные треки, например,”Ouroboros” — очень динамичная, драйвовая и мелодичная песня. Есть еще как бы баллада “Tourniquet Man” (для этой группы все привычные клише и стандарты больше чем условность). Ну и никуда не деться от корней: в песне “Agadez” после прог-роковых колебаний и тревоги душа не выдерживает и отдается во власть зажигательных латиноамериканских ритмов, которые заряжают энергией лучше, чем любой Ред Бул.

Ну и какой вывод можно сделать из всего этого? По-моему, The Mars Volta записали альбом, на котором они действительно предлагают нечто новое, но мелодии в большинстве песен они принесли в жертву тяжелому жесткому звуку и шумовым экспериментам. Здесь просто нарушен баланс. Это и не арт-рок в чистом виде, но и не сугубо экспериментальная музыка. Это нечто совершенно самобытное, но в данном конкретном случае все же музыка на любителя — или же на преданного поклонника The Mars Volta. Будем надеяться на лучшее, потому что ошибаются все.

Итак.

Плюсы: новизна, динамичность, несколько поистине восхитительных треков.

Минусы: слишком неявные мелодии, чрезмерная авангардность.

themarsvolta.com
The Comatorium -
англоязычный форум с кучей информации
themarsvolta.ru -
первый и главный русскоязычный сайт, возглавляемый непобедимой Настей. Recommended.
atdidftmv.narod.ru -
старый русскоязычный сайт и форум
The Marble Shrine -
все концерты Марс Вольты
The Mars Volta on MySpace
Amputechture on Discogs
Gold Standard Labs

Paul Saunders