COLDPLAY
VIVA LA VIDA or Death And All His Friends

2007, Parlophone


Пленники в царстве любви

«Prospekt» значит «перспектива». Многие думали, что так будет называться новый альбом Coldplay. И альбом “Viva la vida, или Death And All His Friends” действительно стоит на порядок выше трех предыдущих записей группы и по размаху, и по части новых идей и их музыкального и лирического воплощения. С высоты этой новой работы открывается и вид на прошлые достижения, на хорошую трилогию из “Parachutes”, “A Rush Of Blood To The Head” и “X&Y”, и панорама будущих перспектив. Coldplay побили-таки собственные рекорды.

На этом альбоме они многое сделали впервые. Открывает “Viva la vida” первый за карьеру группы инструментальный трек – “Life In Technicolor”. На самом деле это словно формула, определяющая суть пластинки, - «Жизнь как цветное кино». В конверт с виниловым изданием пластинки вложен альбом с рисунками, в котором наглядно воплощается этот подход – яркие всплески красок с картин Фриды Кало, дух свободы и жизнеутверждающего творчества.

Через весь альбом проходит эта тема вечного, самого главного, противоречия жизни и смерти. “Viva la vida” – это фактически концептуальная работа, описывающая поиски того, что помогает сохранить жизнь вопреки смерти и отчаянию. Один из тех редких случаев, когда достигается идеальное сочетание сильной идеи и прекрасной музыки, подкрепляющих друг друга.

Лучшие примеры этого сочетания можно рассматривать по порядку. Взять, к примеру, отличную песню “Cemeteries Of London”, описывающую ночные скитания привидений с лондонских кладбищ, ищущих способ снять с себя проклятие. Эта и другие песни со всей очевидностью демонстрируют музыкальную зрелость Coldplay, которой они достигли за 3 года. Эта зрелость была заметна уже на предыдущем их альбоме “X&Y”, но скорее в техническом плане. Да ведь и первые альбомы неспроста так прославили группу, но все познается в сравнении, и только теперь, с выходом “Viva la vida” можно оценить, насколько далеко вперед ушли Coldplay от того, с чего они начинали.

“Lost!” – это новый манифест Криса Мартина (вспомните хит с первой пластинки, который назывался “Everything’s Not Lost”). Продолжая свои прошлые мысли с первого альбома («Не всё потеряно») и второго («Никто не говорил, что будет легко» - “The Scientist”), Крис уверенно и спокойно заявляет: «То, что я всё время проигрываю, не значит, что я безвозвратно погиб. Не значит, что я не получил то, что заслужил».

Может, ты и большая рыба в своем маленьком пруду,
Но это не значит, что ты победила,
Потому что может приплыть другая, больше, чем ты.
И тогда на её фоне ты потеряешься.

Музыка в этой песне – это все та же музыка Coldplay (за тем лишь исключением, что Крис поет на этом альбоме ниже, чем обычно), но прогресс, опять же, налицо. Нет, здесь нет виртуозных гитарных соло или сверхъестественных фортепьянных изысков, прогресс заключается в другом – в том, что каждый звук и каждая нота находятся на своём месте, создавая чрезвычайно гармоничное и живое звуковое полотно, такое же яркое и живое, как те картины, что рисовала Фрида Кало.

Конечно, здесь очень заметно влияние Брайана Ино, который в качестве продюсера работал над этим альбомом вместе с Coldplay. То, что не подошло Travis и от чего они в конечном итоге отказались, пришлось Coldplay как нельзя кстати. Я думаю, именно Ино группа обязана многими оригинальными нововведениями и атмосферой, фоном, на котором разворачиваются их песни и сюжеты.

Еще одна замечательная песня, которую нельзя обойти вниманием, называется «42», и в ней Крис снова возвращается к теме привидений и умерших людей: «Те, кто умер, на самом деле живы – просто они живут у меня в голове». Песня балансирует между красивой печальной фортепианной темой в первой части и оркестрованным рок-н-роллом во второй.

Вот еще одно оригинальное и новое для Coldplay решение: часть песен на “Viva la vida” расположены парами, причём название второй части в буклете указано не всегда. Отличный пример таких пар – прекрасная переливающаяся светлая песня “Lovers In Japan” и ее тихое мечтательное продолжение “Reign Of Love”. В песне о влюбленных в Японии Крис Мартин озвучивает в слегка видоизменённой форме принцип, предложенный Томом Йорком почти 8 лет назад : You can try the best you can, best you can is good enough.

Возлюбленные, продолжайте следовать своему пути.
Бегуны, бегите, пока не закончится гонка.
Солдаты, вы должны продолжать сражение.

Пока каждый делает всё, что в его силах, «я нисколько не сомневаюсь, что однажды солнце выглянет из-за туч».

Порассуждав о борьбе с искушениями в песне “Yes”, Крис предлагает нам композицию, которая может считаться центральной на альбоме, потому что она и называется “Viva la vida” – это история свергнутого французского короля, говорящая о тщетности и неустойчивости богатства и положения в обществе: сегодня ты правишь миром и у тебя есть все, а завтра – король умер, да здравствует король! И, оставаясь в конце наедине со своей совестью, человек понимает: «По какой-то необъяснимой причине я знаю: Святой Петр не назовет моего имени… никогда ни единого слова правды – а ведь это я тогда правил миром». Самое необычное то, что в этой песне вы не услышите ни гитары, ни баса, ни ударных – Крис Мартин поет ее под аккомпанемент оркестра. И звучит это без излишнего пафоса и апломба – просто иначе не может звучать песня бывшего короля. Именно в ней можно впервые уловить эскейпистские настроения: после рассуждений о превратностях королевской судьбы и горестного риторического вопроса: «Ну кому же захочется быть королем?» напрашивается вывод о том, что путь к счастливой жизни – в удалении от общества с его искушениями, несправедливостью, разочарованиями и фальшивым блеском.

На самом деле это была прелюдия перед первым синглом, «Violet Hill». В этой отличной цепкой песне, пожалуй, самой жесткой на альбоме, контрастируют прозрачное пианино и перегруженная гитара, агрессивность и возмущение и хрупкая нежность. Вот здесь Coldplay бросают обвинения обществу потребления и мещанства: бороться с большинством бесполезно, и пока будущее строит компания идиотов на снегу, лучше лежать тише воды ниже травы и не высовываться. И когда долго живешь среди лицемерия, расчетливости и серости, вера в хорошее тает, в отличие от тяжелого декабрьского снега. Поэтому Крис все время повторяет один и тот же вопрос: “If you love me, won’t you let me know?” Замечательная песня, доходящая местами до неистовства, а заканчивающаяся тихим пианино:

Я спустился со своей любимой к Фиалковому холму,
Там мы сели на снег.
За все время она не вымолвила ни слова…
Ну так если ты любишь меня, ты ведь мне скажешь, да?..

Она так и не ответила.

По контрасту с “Violet Hill” следующая песня “Strawberry Swing” – это драгоценные мгновения безмятежного счастья, очень мелодичная, плавная и красивая музыка.

В том же ключе начинается и вторая заглавная песня, “Death And All His Friends” (еще одна пара, если хотите). Она начинается очень красиво и ласково, как колыбельная, в которой повторяются слова: So come over, just be patient and don’t worry (Ну так приезжай, будь терпеливей и не волнуйся). Но потом песня оживает, появляется энергичный ритм, напряжение все нарастает и наконец разряжается в потрясающем по силе и красоте припеве, в котором Крис Мартин выдает последнюю и, пожалуй, самую главную свою истину на этом альбоме, слова, словно вырвавшиеся прямо из сердца:

Нет, не хочу я этой бесконечной схватки от рождения и до последнего дня,
Не хочу бесконечного круговорота мести снова и снова,
Не хочу идти по пути Смерти и всех ее друзей!

“Viva la vida” заканчивается самой красивой и мощной песней, мелодическая красота и тоска которой охватывает слушателя целиком без остатка. Гитара Джонни Бакленда напоминает о мелодии “What If”, но “Death And All His Friends” звучит несравненно богаче структурно, несравненно эмоциональнее. Не случайно, я думаю, эту песню поставили в конец – после нее еще долго не покидает чувство ошеломления, потому что эта песня трогает до самой глубины души.

Coldplay записали самый яркий, самый лучший свой альбом, потрясающий своей силой и красотой. На их пластике жизнь восторжествовала над болью, одиночеством и смертью, а сами Coldplay предложили очередное доказательство тому, что «красота спасет мир».

В самом конце звучит кусочек музыки, который назвали “The Escapist”. Та же мелодия, что в начале “Life In Technicolor”, только с голосом. «И вот, мы лежим с открытыми глазами и мечтаем о том, как устроим побег».

viva!

P.S. Фразу “Viva la vida” также можно перевести как «прожить жизнь».

coldplay.com
coldplaying.com
wikicoldplay.com
Coldplay on MySpace
Viva la vida on Discogs
parlophone.co.uk

Paul Saunders