MUSE
BLACK HOLES AND REVELATIONS

2006, A&E Records

Накануне выхода своего четвертого студийного альбома Muse привели часть своих поклонников в негодование, а другую часть в недоумение своей выходкой “Supermassive Black Hole”. Даже зная необузданную натуру Мэтта Беллами, никто не ожидал, что Muse способны выпустить пилотным синглом песню, которую многие едва не перепутали с очередным хитом Бритни Спирс! Естественно, фэны начали переживать за Мэтта и уже засомневались, стоит ли покупать новый альбом. Обстановка немного разрядилась с первыми выступлениями Muse на Radio 1 Big Weekend, где были исполнены еще 2 новые песни, “Starlight” и “Knights Of Cydonia” — также противоречивые, но все же более приличные, чем пресловутая “Supermassive Black Hole”, и явно лучше принятые публикой. И вот в июле в продаже появился “Black Holes And Revelations”.

Альбом начинается в электронном ключе песней “Take A Bow”, написанной, по словам Криса Уолстенхолма, еще во время Absolution-сессий. В ней примечательны прежде всего слова: текст звучит как суровое, беспощадное обвинение, обвинение в адрес политиков (или же некоего конкретного политика?), ворочающих судьбами сотен и тысяч людей, не считаясь с ними и не думая о них — «Смерть, вы приносите смерть и разрушение всему, к чему прикасаетесь… Вы будете гореть, вы будете гореть в аду, гореть в аду за ваши грехи». Такое начало явно перекликается с первой песней с предыдущего альбома “Absolution”, “Apocalypse Please”. Только на этот раз прощения от Мэтта ждать не приходится. В музыкальном плане это не самое лучшее творение Muse, но песня задает тон альбому, как и полагается первому треку на диске. “Take A Bow” заканчивается шумовым коллапсом, вызывающим очень четкие ассоциации с “Space Dementia”, но в музыкальном плане сравнение будет все же не в пользу новой песни.

Шумовые конвульсии резко сменяет “Starlight” — абсолютный поп-хит, доказывающий, с одной стороны, что Muse способны сочинять не только рок-гимны и ненавязчиво перерабатывать фортепианную классику, но и писать песни, доступные пониманию широких масс, а с другой, вызвавший множество обвинений в коммерциализации и непростительной попсовости. Что ж, я придерживаюсь того мнения, что между поп-музыкой и попсой существует большая разница, а в попсовости Muse начали обвинять еще когда на предыдущем альбоме вышла песня “Endlessly”. И сейчас в голосе Мэтта слышна та же нежность, когда он поет: “…hold you in my arms”.

Уже на третьем треке та напрягающая атмосфера, которую была призвана создать “Take A Bow”, окончательно улетучивается — приходит время “Supermassive Black Hole”. Знаете, я не буду подробно описывать эту нашумевшую песню. По-моему, всем уже надоели споры о ее значении. В принципе, ее можно расценивать как индивидуальный взгляд Мэтта на поп-индустрию, попытку попробовать себя в совершенно нехарактерном для группы жанре, которая очевидно удалась.

Я не могу обойти вниманием “Map Of The Problematique”, лучший сингл с альбома, на мой взгляд. Это комплексная, потрясающая песня, очень динамичная и в то же время хрупкая. Отличный образец музыки, не похожей ни на что из предыдущих творений группы.

Muse явно задумывали разделить альбом на две части, и на границе они поместили хитовую вещь “Invincible”, невероятно пафосную, слишком коммерческую для Muse, но отлично звучащую живьем. Непосредственно перед гимном «Вместе мы неуязвимы» звучит короткая элегия “Soldier’s Poem”, явно обнаруживающая любовь Muse к Queen, о которой они не раз говорили. Это заметно по вокальным партиям, по многоголосью, которое было характерно для Queen. Но «солдатские стихи» от Мэтта Беллами? Звучит очень странно для тех, кто хорошо знаком с Muse.

Мы находим еще больше политики во второй части альбома — в анархичной ярости «Ассассина», негласно, только в буклете призывающего «прицеливаться, стрелять в своих лидеров, убивать их»; в “Exo-Politics” с не очень стройным текстом, в “City Of Delusion”, в которой нашла отражение увлеченность Мэтта теорией заговоров; в «Рыцарях Сидонии», политическом манифесте Беллами: «Мы с тобой должны сражаться за наши права, мы с тобой должны сражаться, чтобы выжить».

Это лучшие песни на альбоме, с «Ассассина» до «Худу», настоящий знакомый Muse среди сомнительных инноваций и экспериментов. “City Of Delusion” воплощает давнюю любовь Мэтта к фламенко, это, пожалуй, самая оригинальная песня на “Black Holes And Revelations” с ее аранжировками и соло на трубе.

Настоящая жемчужина – это “Hoodoo”. Фламенко, классические оркестровки и фортепьяно, надрывный вокал, неподдельный трагизм и лучший текст, когда-либо написанный Мэттом Беллами:

I have had recurring nightmares:
I was loved for who I am
And missed the opportunity
To be a better man

Несмотря на задорную “Knights Of Cydonia”, следующую сразу за «Худу», эти строчки еще долго продолжают звучать…

Альбом заканчивается хитом “Knights Of Cydonia”, представляющим собой что-то среднее между саундтреком к «Неуловимым мстителям», пафосным памфлетом и фирменными мьюзовскими драйвовыми риффами. Эта песня олицетворяет всю противоречивость “Black Holes And Revelations”, злые политические нападки, смелые музыкальные ходы и странную насмешку, вызывающую не столько смех, сколько растерянность, потому что непонятно, действительно ли это шутка или они это всерьез…

В музыке “Black Holes And Revelations” вырвалось наружу то, что раньше скрывалось в виде би-сайдов, в частности, элементы фламенко и более нестандартные подходы к созданию композиций (“Hoodoo”, “City Of Delusion”, “Knights Of Cydonia”). Muse записали свой самый противоречивый, своеобразный, самый смелый альбом, чему не стоит очень удивляться — такие пластинки записывают, наверно, все более-менее одаренные, оригинальные группы. И это тем более неудивительно, если учесть всю противоречивость, необузданность и непредсказуемость основного автора музыки Muse.

Японцы, как всегда, получили на один трек больше — их версия “Black Holes And Revelations” заканчивается песней “Glorious”, в принципе, соответствующей своему названию. Ее фатальная монументальность напоминает “Fury”, захватывающий припев переходит в красивую, изящную коду, которая, на мой взгляд, гораздо больше подходит для завершения альбома, чем диковатая “Knights Of Cydonia”. Несмотря на лояльность к экспериментам я все же предпочитаю слышать в конце “Black Holes And Revelations” знакомый мне Muse.

muse.mu
microcuts.net
joinmuse.ru/forum-
основной русскоязычный форум
musewiki.org
Muse on MySpace
Origin Of Symmetry on Discogs

Paul Saunders