THE MARS VOLTA
Octahedron

2009, Rodriguez-Lopez Productions/Mercury Records Ltd

Прошлой зимой, в канун нового года The Mars Volta дали свой первый акустический концерт, на котором была исполнена и одна новая песня – среди поклонников группы она получила название “Beneath The Eyelids”. Тогда же, в январе, Омар Родригез и Седрик Бикслер в интервью сказали, что уже готова новая пластинка группы и это будет акустический альбом. Седрик заметил, что, разумеется, акустической эта запись будет не в привычном понимании, а «нашей версией того, что мы понимаем под акустическим альбомом». И вот 23 июня вышел пятый альбом The Mars Volta “Octahedron”, вызвавший, по-моему, едва ли не самые противоречивые отклики со стороны фанатов за всю историю группы.

Многим пришлось не по душе изменение звучания коллектива, которое действительно стало гораздо более мягким по сравнению, в частности, с последней записью группы “The Bedlam In Goliath”. Помимо этого, песни стали явно проще (опять же, по сравнению с предыдущими альбомами), продолжительность диска также довольно стандартна (около 50 минут), в отличие от прошлых работ, которые едва помещались на CD-носители из-за зашкаливающей протяженности и эпичности. Все эти изменения заставили публику всерьез усомниться в чистоте и бескорыстности творческих устремлений группы – многие заподозрили Марсов в желании расширить свою аудиторию за счет упрощения материала и заработать в эпоху экономического кризиса чуть больше денег, чем обычно.

Но нас, в данном случае, эти вопросы, если честно, не заботят. Нам не кажется ни странным, ни предосудительным, что такая группа, как The Mars Volta, выпустила подобный альбом. Гораздо более интересной нам кажется собственно музыка. Надо сказать, “Octahedron” кажется действительно не таким сложным для восприятия, как предыдущие записи группы (по крайней мере, в музыкальном плане), но я бы назвал это минимализмом, а не простотой. Простота звучит в данном случае скорее как характеристика негативная, определение же минимализма гораздо лучше соответствует уровню The Mars Volta – все же то, что в их случае выглядит как упрощение, для многих других групп очень и очень сложно. Музыканты урезали состав – на этом альбоме не играет Адриан Терразас-Гонзалес, а значит, мы не услышим здесь многочисленных духовых, которые стали уже привычной составляющей музыки группы. Зато Омар стал активней использовать электронику – теперь это уже вышло за пределы гитарных примочек и стало самостоятельным элементом, хоть и проявляется все равно нечасто. Все песни на «Октаэдре» словно нанизаны на электронную нить, протянутую через весь альбом – эта эмбиентная нота слышна почти всегда между песнями (с нее, на самом деле, и начинается пластинка), и это придает записи оттенок какой-то отрешенности – казалось бы, незначительная деталь, но своим характерным настроением альбом во многом обязан именно ей. Дело еще и в том, что на этой пластинке в песнях намного меньше резких моментов и переходов, столь характерных для музыки группы. Напротив, песни приобрели какую-то гибкость и отличаются традиционной структурой без особых отклонений. Яркий тому пример – треки “Teflon” и “Halo Of Nembutals”: несмотря на то что это, конечно же, никакая не акустическая музыка, они очень гармонично следуют за открывающей альбом “Since We’ve Been Wrong” (той самой новой песней, сыгранной на новогоднем концерте). Подобные песни – это определенно шаг в новом направлении для The Mars Volta, причем сглаживает острые углы именно Седрик - он поет разные строчки на одну и ту же мелодию, повторяя ее раз за разом, а размеренное, покачивающее звучание гитары и баса дополняют его.

Можно сделать вывод (да об этом можно было и заранее догадаться), что под «акустическим альбомом» Седрик с Омаром понимали просто более спокойную и плавную музыку – ведь акустическая гитара на самом деле присутствует здесь только на двух песнях: “Since We’ve Been Wrong” и “With Twilight As My Guide”. Последняя – настоящий шедевр! Надо заметить, что на «Октаэдре» Омар словно осознанно отошел немного на задний план, предоставив вокалу подчеркнуто главную роль на большинстве треков. И Седрик действительно великолепен – ведь вся красота таких потрясающих песен как “ With Twilight As My Guide” и “Copernicus” строится, по сути, на его вокальных гармониях. В «Копернике» даже появляется электронный ритм, чего, опять же, не бывало ранее в песнях Вольты. Выделяется и Айки Оуэнс – он предстает на новом альбоме скорее в амплуа джазового пианиста-импровизатора, чем сумасшедшего клавишника времен расцвета психоделики, использующего синтезатор как замену органу Hammond с кучей примочек.

Вообще, мне кажется, что у этого альбома больше всего общего с пластинкой “Amputechture”: это и обложка, сделанная Джеффом Джорданом, и тема мутаций, присутствующая в оформлении, и количество песен (“Octahedron” тоже начинается с медленной композиции), и «акустическая» в понимании музыкантов природа многих треков, и реакция публики – ведь оба альбома были приняты аудиторией критически. Самое существенное отличие «Октаэдра» в том, что здесь отсутствуют латиноамериканские мотивы (они едва проскальзывают изредка в перкуссии, за которую отвечает брат Омара Марсель) – их заменяют ходы, характерные для хард-рока и прог-рока (“Luciforms”, “Halo Of Nembutals”), но не того «новоизобретенного», которым так блистал дебютник “De-Loused In The Comatorium”, а классического. Ну и, разумеется, то, что для всех номеров характерны традиционные песенные структуры – в сочетании с потрясающим мелодизмом это не могло не вызвать упреков в коммерциализации. Поэтому, надо думать, Омар и выпустил первым синглом “Cotopaxi” – песню, выбивающуюся из общей массы на «Октаэдре» и словно оставшуюся от сессий «Бедлама в Голиафе», а не, скажем, “Desperate Graves” – настоящий хит и один из лучших треков на диске. Вот это был бы настоящий коммерческий рекламный ход. В Америке же синглом выпустили “Since We’ve Been Wrong” – ведь здесь она была впервые исполнена за полгода до выхода альбома.

В сущности, The Mars Volta действуют в соответствии со своим принципом «ампутектуры» - смешивают и комбинируют самые различные музыкальные элементы: как уже известные, так и придуманные самими музыкантами. Причудливость этих сочетаний наглядно отражена в обложке и оформлении альбома. Мне кажется сейчас, что выход именно этой записи, спустя 3 года с появления “Amputechture”, показывает, что в 2006 году началась вторая глава в музыке The Mars Volta. А поскольку в том самом интервью Омар обмолвился, что уже практически готов еще один альбом группы, то кто знает – может быть, им они откроют новый, третий этап.

Непривычно еще то, что на этот раз отсутствует всякая информация о том, чему посвящен альбом. Неизвестна ни предыстория его создания, ни то, концептуальный он или нет (скорее всего, нет, хотя название, указывающее на количество песен, все же как-то объединяет их в одно целое). Естественно, понять по текстам Седрика Бикслера, о чем его песни, по-прежнему очень проблематично (черта, всегда остающаяся неизменной), но в “Since We’ve Been Wrong” речь идет, по-видимому, о расставании, а “Teflon”, по некоторой имеющейся информации, является едкой критикой кандидата в президенты Маккейна. И то и другое, опять же, новшества – вот перед нами первая политическая песня The Mars Volta, да и о личных переживаниях Седрика нам раньше слышать не приходилось.

Итак, лично я считаю, что The Mars Volta выпустили отличный альбом с песнями, которые от них редко можно услышать, но которые им так хорошо удаются. Да, они отошли от своего привычного пути, от настроения, музыки и атмосферы, благодаря которым многие начинали их слушать, но, мне кажется, не стоит из-за этого расстраиваться – бывают альбомы (я говорю сейчас о “De-Loused In The Comatorium”), которые появляются раз в жизни, и никто не знает, по какой закономерности это происходит. Чаще всего они остаются непревзойденными, да и сама суть проекта The Mars Volta, причина, по которой Омар и Седрик ушли из At The Drive-In противоречит работе лишь ради того, чтобы превзойти что-то, достигнутое ранее. Они делают только то, что хотят, и ни от кого этого не скрывают. И я думаю, что то, что Марсы стали другими, отнюдь не означает, что они стали хуже.

P.S. Альбом вышел в двух вариантах на CD: в обычной коробке и в дигипаке, а также на двух белых виниловых пластинках.

themarsvolta.com
The Comatorium -
англоязычный форум с кучей информации
themarsvolta.ru -
первый и главный русскоязычный сайт, возглавляемый непобедимой Настей. Recommended.
atdidftmv.narod.ru -
старый русскоязычный сайт и форум
The Marble Shrine -
все концерты Марс Вольты
The Mars Volta on MySpace
Amputechture on Discogs
Gold Standard Labs

Paul Saunders