WOLFSHEIM
Spectators

1999, Strange Ways Records

Чем больше я слушаю группу Wolfsheim, тем больше убеждаюсь в том, что сравнивать их альбомы между собой не имеет особого смысла. По крайней мере, это точно касается последних трех релизов, одним из которых является и альбом “Spectators”. Так уж вышло, что я добрался до него уже после того, как послушал диск “Casting Shadows”, вышедший четырьмя годами позже. Но для сравнения этих двух пластинок на самом деле очень мало оснований.

“Spectators”, как, впрочем, и “Casting Shadows” (вот уже начались непроизвольные аналогии) — совершенно самодостаточный альбом. Да, по сравнению с ранними записями Wolfsheim это несомненный прогресс, но я считаю, что тот момент, когда творчество группы оторвалось от первых попыток, звучащих, конечно, не так зрело, наступил достаточно давно и сейчас говорить об этом не имеет смысла. Лучше перейти непосредственно к музыке.

Если говорить в общих чертах, “Spectators” — это очень качественный синт-поп, альбом, в создание которого в равной мере внесли вклад талантливый музыкант (Маркус Райнхардт) и замечательный автор текстов (Петер Хеппнер). Этот альбом даже нельзя или, по меньшей мере, неразумно оценивать исключительно как музыкальное произведение, потому что две важнейшие составляющие, музыка и стихи, в нем равноценны.

“It’s Hurting For The First Time” («Это впервые причиняет боль») — это первая песня, очень правильное и хорошее начало. Если “Spectators” — ваше первое знакомство с Wolfsheim, то эта песня ненавязчиво познакомит вас со спокойным, задумчивым, меланхоличным вокалом Петера Хеппнера, с интересными решениями в музыкальном наполнении трека (например, сэмпл с классическим женским вокалом), с мелодичностью и атмосферой, характерными для музыки группы.

О немецких корнях музыкантов говорит лишь одна песня на их родном языке — “Künstliche Welten” («Искусственные миры»). Здесь я не удержусь и расскажу о текстах Wolfsheim, а точнее, о стихах Петера Хеппнера. Название альбома можно перевести как «Зрители», «Очевидцы», «Наблюдатели». Он задуман как небольшой калейдоскоп, в котором перед мысленным взором слушателя проходят различные случаи из жизни самых разных, безымянных, но живых людей с их горестями и радостями, трагедиями и моментами душевных переживаний. Здесь есть чувственная, нежная, эротичная песня “Touch”, музыкальный минимализм которой подчеркивает влечение к любимому человеку, отметающее всякие условности. Здесь есть история о слепой девушке («Мрак — это состояние души, я смогу идти там, где ты споткнешься» — это ее слова), о человеке, у которого погибла беременная жена (“Once In A Lifetime”), о потерянной любви (“For You”), о людях, живущих вместе по инерции, у которых из всех чувств друг к другу осталась лишь скука (“Sleep Somehow”, “I Don’t Love You Anymore”), об отчаявшейся наркоманке, не знающей, ради чего ей жить (“Heroin, She Said”). Печальных и трагичных историй, к сожалению, больше, но, возможно, этим музыканты хотели сказать, что как очевидцам или наблюдателям им чаще приходилось сталкиваться именно с такими моментами в жизни других людей. Так или иначе, я порой очень жалею, что Петер Хеппнер не стал писателем, как он когда-то собирался.

Собственно о музыке почему-то много сказать не получается. Важнейшей музыкальной составляющей я считаю голос вокалиста, к мелодическим находкам, сэмплам и аранжировкам Маркуса Райнхардта тоже, в общем-то, не придерешься. Стоит здесь отметить многослойную, красивую музыку в песне “Blind”, насыщенные аранжировки которой даже слегка приглушают тихий голос Хеппнера. “Sleep Somehow” выделяется брейкбитовым ритмом. Мне очень нравится, как в песне “For You” использованы электронные звуки, отдаленно напоминающие фидбэк электрогитары и придающие песне необходимую пронзительность. Одна эта незначительная, казалось бы, деталь открывает слушателю всю бездну душевных переживаний героя песни. Все эти нюансы, которых достаточно и в других треках, в частности, в самой трагичной песне “Once In A Lifetime” и в “Heroin, She Said” (самой шумной и неистовой) говорят о тщательности, с которой музыканты создавали каждый трек, об очень серьезном подходе к написанию музыки. И это, несомненно, свидетельствует о таланте и разносторонности Маркуса Райнхардта как автора музыки.

В его пользу говорит и финальный инструментальный трек “E”, очень необычный и отличающийся от всей остальной музыки на “Spectators”. Колорит ему придает вокальный сэмпл с женским вокалом на каком-то восточном языке, да и в целом “E” можно считать уникальным авторским вкладом Маркуса в этот альбом.

Ценители синт-попа наверняка уже на собственном опыте давно убедились в том, о чем здесь говорилось. Тем же, кто только собирается открыть для себя музыку Wolfsheim, альбом “Spectators” вполне можно порекомендовать для первого знакомства. Уверен, оно окажется удачным.

Декабрь 2007

wolfsheim.de
Spectators on Discogs
Strange Ways

Paul Saunders