ENDRAUM
innerlichkeit

1996, Weisser Herbst

«Современное общество развивается в направлении, уходящим все дальше от действительных нужд человеческой души. Чувственность – это то, что мы утрачиваем, и именно вокруг чувственности построена вся готическая культура. Мы страдаем от нехватки любви. Я полагаю, стремление человека к богатству, власти или славе вызвано неосознанным желанием компенсировать недостаток внимания к себе со стороны людей. И чем больше человек обретает богатства, власти или славы, тем меньше он находит того, что он в действительности искал».

Тило Вольфф

«Музыка лишь тогда может что-то изменить, когда она дарит слушателю знакомство с тем, что занимает самого художника».

Endraum

Endraum — одна из интереснейших и наиболее самобытных групп на современной готической сцене. Дуэт основали более пятнадцати лет назад горячие поклонники легендарных Joy Division Роман Рюттен и Хови-М, и с тех пор Endraum сами стали своего рода легендой. Они известны необычным комплексным подходом к созданию своих произведений, их музыка привлекает неподдельной искренностью и красотой.

Альбом “Innerlichkeit”, выпущенный десять лет назад на собственном лейбле музыкантов “Weisser Herbst” («Белая осень»; такое же название носит и одна из песен с пластинки), многие считают лучшим творением группы; он также часто упоминается как одна из лучших записей в жанре этериальной готики. Итак, что же представляет собой этот классический образец музыки в стиле “endraum”?

“Innerlichkeit” — это отражение общей концепции Endraum, основными составляющими которой являются меланхолия, синий цвет и самая главная тема, пронизывающая все творчество группы и по-разному преломляющаяся в каждом ее альбоме, — чувства человека, изначальные, чистые и истинные. В предисловии к пластинке музыканты рассказывают, что этот альбом следует понимать как музыкально-театральную постановку, описывающую путешествие по внутреннему миру человека, объединяющему в себе реальность и мечту, а синий цвет играет в этом путешествии роль проводника. На пути через меланхолические впечатления, цель которого заключается в самом пути, перед слушателем открываются двери нескольких комнат его собственной души, и, дойдя до конца, он возвращается к началу своего путешествия. Диск планировалось назвать “Der blaue Kreis” («Синий круг»), но Роман и Хови все же решили, что больше подойдет “Innerlichkeit” («Внутренняя сущность», или «Душевность»).

Свойственная всем записям Endraum комплексность, о которой я говорил в начале, конечно же, нашла отражение и на этом альбоме группы. Это значит, что Endraum следует воспринимать как триединство музыки, поэзии и живописи. Таким образом, “Innerlichkeit” — полностью концептуальный альбом, начиная с оформления и заканчивая собственно музыкой.

Начало пластинки знаменует песня “An dich” («Тебе») с живыми ударными и эротическими стихами, которые читает Хови. Эта композиция настраивает слушателя на интимную, камерную атмосферу альбома. Необходимо отметить, что голос Хови — неотъемлемая часть музыки Endraum. Его интонации завораживают, а своеобразный тембр удачно передает настроение, создаваемое каждой композицией. Хови — поэт и художник, именно он оформляет все работы группы, поэтому в его текстах (в основном, это белый стих) постоянно упоминаются названия цветов: в первую очередь синий, а также темные оттенки красного и зеленого.

Образ круга, который должен был присутствовать в названии альбома (одна из песен на диске все-таки была названа «Синий круг»), для “Innerlichkeit”, пожалуй, не менее важен, чем синий цвет. Дело в том, что внутреннее путешествие, о котором говорилось выше, — это путешествие по кругу, оно отражает как бы круговорот чувств в душе человека, и задача музыкантов — дать слушателю возможность почувствовать себя внутри этого круговорота, иными словами, увидеть себя изнутри. Поэтому и отдельные фрагменты текстов в песнях повторяются, словно мантры, по многу раз — это подчеркивает цикличность.

Все песни неразрывно связаны между собой, конец одной композиции - это начало другой. Так, не успевают стихнуть последние звуки “An dich”, как мы оказываемся в первой комнате, удивительно красивой “In grauer Stadt” («В сером городе»).

Большинство песен Endraum написаны на немецком языке, лишь две — “Mother Earth” и “Nagila” – на английском. О прекрасной “Mother Earth” просто нельзя не упомянуть. Красивейшими фортепианными мелодиями украшены практически все композиции “Innerlichkeit”, но в “Mother Earth” от их чудесных переливов просто захватывает дух!

Weisser HerbstРитмические рисунки меняются от песни к песне, но весь альбом, по сути, выдержан в одном темпе. Можно выделить два динамических всплеска - это концовки “Mirabell” и “Weisser Herbst”, но вообще музыка Endraum нетороплива и спокойна; эмоциональное напряжение в ней достигается, в основном, за счет мелодики и вокала, а не с помощью энергичных ритмов. На мой взгляд, суть музыки “Innerlichkeit” можно передать одной лишь строчкой из песни “Mirabell”: «Изнутри вырывается наружу немой крик…»

Красивое сумрачное готичное звучание (“In grauer Stadt”, “Der blaue Kreis”) обогащают этнические мотивы (“Nagila”) и женский вокал (“Empfindung”). Альбом заканчивается чудесной инструментальной пьесой “An den Dichter” («К поэту»); очевидно, это и есть та последняя комната, «комната в конце коридора» (так образно некоторые критики переводят название “Endraum”) которую должен открыть для себя слушатель в конце пути.

Но за формальным завершением путешествия следует как бы постскриптум — «два ветра»: “Re-Tanz” и “In grauer Stadt 2”. В первой из этих двух композиций Хови умудряется придать красоту и поэтичность грубоватому немецкому языку, а вторая означает возвращение к началу путешествия, в первую комнату — круг замкнулся.

Что ж, «Душевность» — действительно очень подходящее название для этого альбома, обнажающего перед нами человеческие чувства во всей их тонкости и красоте. Я рекомендую Вам обязательно познакомиться с этой необыкновенной музыкой.

endraum.net
Endraum on MySpace
Innerlichkeit on Discogs

Paul Saunders