MUSE
ORIGIN OF SYMMETRY

2001, Mushroom Records

Второй альбом Muse, — несомненно, одна из лучших, если не лучшая рок-пластинка 2001 года. “Origin Of Symmetry” переплюнул ударный триумф группы “Showbiz”, став также самой актуальной записью начала нового тысячелетия. И когда слушаешь этот альбом, становится окончательно ясно, что Muse — уже не начинающая, пусть и очень талантливая группа, а вполне зрелые музыканты.

После первого прослушивания “Origin Of Symmetry” просто ошеломляет. Он буквально срывает крышу неудержимой, брызжущей через край, ставшей характерной чертой творчества группы энергетикой, красивейшими мелодиями, замечательными богатыми аранжировками. Альбом слушается на одном дыхании, и когда всё заканчивается, удивляешься, что он такой короткий. Хочется послушать “Origin Of Symmetry” ещё раз, потом ещё… Словно впадаешь от него в какую-то зависимость.

Оно и неудивительно. Такого богатства звука альтернативный рок ещё, наверное, не знал. Помимо дребезжащих, воющих, ноющих, пульсирующих сногсшибательных гитар и мощной ритм-секции почти в каждой композиции присутствуют партии фортепиано: то нежные и воздушные (“Bliss”), то жуткие, тревожные (“Space Dementia”) и словно взбесившиеся (“Dark Shines”). Порой фортепьяно принадлежат главные партии в композиции, порой оно появляется лишь в некоторых местах, но этот инструмент придаёт неповторимый оттенок звучанию альбома.

Следует отметить и великолепную продюсерскую работу, аранжировки: во многих песнях присутствуют различные звуковые эффекты, каждая композиция создаёт какую-то неповторимую, особую атмосферу.

Ну, и, конечно же, вокал. Местами призрачный и обволакивающий (“Screenager”, “Bliss”), местами захлёбывающийся и дикий (“Hyper Music”, “Dark Shines”)… В общем, очень разнообразный и полностью в стиле Мэтта Беллами.

“Origin Of Symmetry” — лирически и музыкально целостная запись. В своих текстах Белами ставит проблему отрыва человека в развитом современном обществе от реальности и ухода в виртуальный, созданный им самим мир. Мэтт считает, что если так пойдёт и дальше, люди станут рабами собственных изобретений, потеряют способность самостоятельно мыслить, зависимость от машин опустошит наши души.

Особенно ярко эти идеи выражены в песнях “New Born”, “Screenager”, “Futurism”, они находят отражение в большей части композиций “Origin Of Symmetry”. Однако такую мрачную картину смягчают довольно позитивные вещи, например, кавер-версия песни Нины Симон “Feeling Good”. Эта песня посвящена началу новой жизни и расставанию с прошлым. Как я понял из слов Мэтта Беллами, сказанных в одном интервью, такое состояние было очень свойственно ему во время записи альбома.

Но таких позитивных моментов на альбоме, пожалуй, всего два (“Bliss”, “Feeling Good”). В основном же, “Origin Of Symmetry” производит тревожное, местами жуткое и галлюциногенное, мрачноватое впечатление. Общий смысл того, что хотел нам сказать Беллами в своих песнях, пожалуй, таков: человечество вступило в новое тысячелетие, но люди уже теряют способность контролировать то, что с ними происходит, и неизвестно, смогут ли они в будущем взять происходящее под свой контроль…

КРАТКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО АЛЬБОМУ

"ORIGIN OF SYMMETRY"

1. «Началом симметрии» стала композиция “New Born” — второй сингл с альбома. Она начинается мягкой фортепьянной партией, на фоне которой Мэтт поет первый куплет, но затем на слушателя обрушивается настоящий шквал мощных гитарных звуков. В тексте отражена главная идея альбома: человек теряет свою реальную основу, «не может спуститься на землю», его «распирает», его «не остановить». Эта песня — настоящий хит (практически такой же, каким для “Showbiz” была “Muscle Museum”).

2. Мощные звуки “New Born” сменяются красивейшими, воздушными, словно неземными фортепианными арпеджио “Bliss”. За нежным вступлением следуют громкие гитарные аккорды и текст, воспевающий чистоту души, «не способной ненавидеть что-либо». Песня заканчивается, как и началась, — плавным фортепьянным арпеджио и обволакивающим вокалом Мэтта.

3. Снова звуки клавишных, но на этот раз подкрадывающиеся, настораживающие (по словам автора, эта мелодия была навеяна музыкой Рахманинова). Легкое вступление превращается в настоящую лавину жутких и тревожных фортепьянных звуков, сопровождаемую странноватым текстом Мэтта Беллами о некоем «космическом безумии». “Space Dementia”, мрачная песня-галлюцинация, вполне соответствующая своему названию, то бурлит звуками клавишных, то успокаивается, но в конце обрушивается грохотом, гулом и визгом фонящих гитар и переливами фортепьяно, повторяющего тему вступления, но уже гораздо громче и мрачнее. «Грязные гитары и смерть», — вот что хотел воплотить в завершении этой композиции сам автор. (“Space Dementia” изначально планировалась как «большой финал» “Origin Of Symmetry”).

4. Буйство продолжается. Мы слышим какой-то скрежет, который становится все громче, а потом, похоже, в дело вступают сразу несколько электрогитар, которые просто зверски, но на удивление мелодично издеваются над барабанными перепонками слушателя. И все это называется “Hyper Music” (что-то вроде «Высшей музыки»). Если судить по тексту, песня довольно негативная; она очень мощная, видимо, поэтому и была выпущена синглом.

5. Далее речь пойдет о песне, выбранной в качестве первого сингла с “Origin Of Symmetry” и выпущенной за три месяца до выхода самого альбома, — “Plug In Baby”. Это — идеальный хит: простая по структуре, с красивым гитарным риффом, нежная, но не лишенная рок-н-ролльного драйва композиция. Текст, по-видимому, посвящен детской сущности человеческой души, тоске из-за того, что в современном мире так легко ее потерять (хотя это может быть лишь моим предположением; когда самого Мэтта спрашивают, что же такое его “plug in baby”, он каждый раз дает разные ответы). Песня отлично вписывается в концепцию альбома.

6. Пронзительный рифф, ударные, словно повторяющие мелодию, — это кульминация “Origin Of Symmetry”, “Citizen Erased”. Песня с очень нестандартной структурой, странноватым текстом (выражающим, по словам Беллами, то, что испытываешь, когда тебя часто спрашивают о цели), гармонично сочетающимся с красивыми мелодиями… Muse замечательно играют ее на концертах, особенно мне нравится, как Мэтт исполняет последнюю часть композиции: его голос как бы обволакивает слушателя, не сразу понимающего, что это вообще поет человек (замечательный пример такой манеры исполнения — трек “The Gallery”, ставший одним из би-сайдов); не обошлось тут, собственно, и без технических эффектов.

7. Мрачное настроение снова напоминает о себе в немного странной композиции “Micro Cuts”. Красивая минорная мелодия сопровождается какими-то глухими жутковатыми звуками, Мэтт поет очень высоко, в припеве он практически визжит. Сюжет “Micro Cuts” основан на сне, приснившемся однажды Беллзу, но его голос пропущен через вокодер, так что понять, о чем поется в песне, почти не представляется возможным.

8. “Feeling Good” — эту песню раньше исполняла Нина Симон, и это единственная композиция на альбоме, написанная не Мэттом Беллами. “Feeling Good” — любимая песня матери музыканта, поэтому он и решил спеть ее сам. Что ж, благодаря виртуозной игре на гитаре и фортепьяно Беллами замечательно исполнил эту песню.

9. “Screenager” — единственная медленная песня на альбоме. Раньше она называлась “Razor Blades” и была длиннее, но в итоге Мэтт ее сократил. «Screenager” сыграна на акустической гитаре с добавлением эффектов синтезатора. Она о том, как человек со временем может сильно измениться в худшую сторону. И это опять-таки не без влияния современных коммуникационных технологий, призванных сделать наше общение легче, но в действительности отталкивающих нас друг от друга.

10. Красивая, соблазняющая мелодия “Dark Shines” темным светом озаряет окончание альбома. Эту песню можно было выпустить синглом: удачное сочетание гитары и клавишных, разнообразные вокальные партии, голос то тихий, то срывается на бешеные крики… В конце верх одерживают последние.

11. И вот — финал. «Начало симметрии» завершает самая богатая по звучанию композиция Muse — “Megalomania”. Как мне кажется, она была предвестницей неповторимого, как кому-то может показаться, слегка поп-ориентированного, но в действительности очень красивого и необычного звучания альбома “Absolution”. Главное отличие “Megalomania” от всех предыдущих композиций: основная партия в ней принадлежит органу.

По содержанию это мрачная, бунтарская, если можно так выразиться, своевольная песня. Как рассказал автор, в ней поется о том, как люди могут использовать религию, чтобы добиться власти над другими. Песня была записана в церкви и сыграна на церковном органе, к которому викарий не допускал Мэтта, пока он не дал ему денег. Беллами говорит, что “Megalomania” носит крайне антихристианский характер и была написана в мрачный период его жизни. Неудивительно, что раньше она называлась “Thoughts Of A Dying Atheist”, однако позже это название было дано другой песне с альбома “Absolution”.

12.* На японской версии “Origin Of Symmetry” есть еще одна песня — “Futurism”, которая по смыслу замечательно вписывается в концепцию альбома. Она о будущем, но будущем трагичном, где людьми будут править безразличие и корысть.

В целом, я считаю идею альбома очень актуальной, так как негативные стороны технической и технологической эволюции проявляют себя все больше с каждым днем, и людям, наверное, стоит задуматься, в верном ли направлении они идут, пока не стало поздно принимать решение…

muse.mu
microcuts.net
joinmuse.ru/forum-
основной русскоязычный форум
musewiki.org
Muse on MySpace
Origin Of Symmetry on Discogs

Paul Saunders