GARDENBOX
Last Resort

2005, Venerate Industries

Gardenbox из Греции, они в глубоком музыкальном андеграунде на мировой сцене, а в своей стране в особенности. При этом я бы сказал, что это очень актуальная группа — как в плане музыки, которую они создают, так и в плане самого подхода к музыке.

Я бы назвал стиль Gardenbox нойз-пост-роком. Основной инструмент, используемый на альбоме – это гитары. Причем эффекты музыканты, кажется, включают на максимум, генерируя опрокидывающие ударные волны звука. Альбом начинается с тревожной прелюдии “Has Been A Long Time”, в которой звуки пианино плавятся и искажаются, как часы на картинах Дали. И после этого группа наносит первый удар — “Future Of The Corporation”. Бурлящий бас, пронзительные гитары и бесстрастный ритм ураганом врываются в мозг, фидбэк разрывает барабанные перепонки.

Одна из особенностей подхода Gardenbox состоит в том, что они используют на своих альбомах полевые записи, сделанные в аэропортах и на улицах европейских мегаполисов. Фактически, их музыка — отражение огромных городов с миллионами жителей. На “Last Resort” они представлены в виде вставок между песнями, связующих звеньев, сглаживающих слишком острые грани, которыми треки соприкасаются друг с другом. Как вы, должно быть, догадались, идея всего этого — не восхваление городской жизни и научно-технического прогресса, а наоборот — глобальный пессимизм. Трек с этим названием, “Global Pessimism”, как ни странно, едва ли не самый светлый на альбоме. Пожалуй, его даже можно назвать романтичным — во многом благодаря мелодичному женскому вокалу. Но все же это песня о разочаровании. Так называемый прогресс ведет людей к гибели. Человек теряется в бесконечных лабиринтах городов, теряется в шуме и оглушающей суете — думаю, именно это хотели показать музыканты грязным звучанием и рваным гитарным нойзом.

Из одиннадцати треков три выделяются более-менее схожей структурой: очень спокойное атмосферное начало, основная часть, в которую вплетаются новые мелодии и партии, и динамический коллапс — обрушение песни, которая в итоге оказывается погребенной под темными безликими обломками. Это “Sweet Oblivion”, “I Can’t” и “Pass Over”.

Я считаю “Last Resort” прекрасной работой еще и благодаря ее атмосфере — пластинка Gardenbox абсолютно целостна по своему настроению, в этом плане ее можно считать концептуальным альбомом. Из-за механических стуков, гудения и шума, из-за мимолетных наблюдательных моментов вроде “It Wasn’t Forever” и “Clear As The Truth That Stands Against Them” внезапно прорывается безысходная всепоглощающая тоска, как в треке “How Did We Get Here?” Вопросы, на которые никто никогда так и не даст ответов, изнурительные поиски смысла существования в каменных джунглях — этот крик души вырывается наружу на несколько коротких минут и снова оказывается затоптанным сбивчивым грохотом машин. На одном из ранних релизов Gardenbox был трек с названием «Вселенская скорбь парня, который падает из окна» («The Universal Sadness Of The Guy That Is Falling From The Window») — так вот это самое лучшее определение чувств, которые навевает эта музыка.

Обложка альбома тоже на первый взгляд ни о чем не говорит — авангардная неопределенность, черное пятно среди белых разводов. Но стоит развернуть дигипак — и перед нами предстает готический собор. Это и есть last resort — последнее прибежище. Пока его окна еще светятся, пока еще есть какая-то надежда.

Gardenbox, несомненно, талантливые и оригинальные музыканты — они записали комплексный, полномасштабный альбом, очень четко продуманный до мелочей. Сразу заметно, что у гитаристов свой ярко выраженный стиль, два предпоследних трека — отличный тому пример. Казалось бы, ”Pass Over” знаменует собой окончательный техногенный апокалипсис. Но в конце нас ждет еще одна песня — “Away”, сильно отличающаяся от остального материала своим звучанием — там впервые звучит акустическая гитара и голос приглашенного вокалиста Алкинооса Ионнидиса. Это непостижимо, но в конце альбома эта песня звучит едва ли не пронзительней всех остальных — это при отсутствии режущего фидбэка гитар и грубого электронного нойза. Под эту песню в голову уже не приходит никаких мыслей и сравнений, остается только это вселенское отчаяние и потерянность, ощущаешь, как тело покрывается мурашками, и когда голос Ионнидиса тонет в звуках проезжающих машин, еще долго сидишь в оцепенении…

gardenbox.org
Gardenbox on MySpace
Last Resort on Discogs
Venerate Industries

Paul Saunders