THE MARS VOLTA
Amputechture

2006, Gold Standard Laboratories/ UNIVERSAL Records

Перед выходом третьей студийной пластинки The Mars Volta “Amputechture” заранее было известно лишь то, что на этот раз слушателей ждет не концептуальный альбом. В музыкальном плане нам оставалось только догадываться, какие безумные построения, структуры и эффекты готовят для нас неразлучные друзья Омар Родригез и Седрик Бикслер. Что же до концепций, то здесь, пожалуй, можно проследить некую закономерность: к первому альбому “De-Loused In The Comatorium” даже выпустили ограниченным тиражом книжку с подробностями той параноидальной истории. Вторая пластинка “Frances The Mute” тоже имеет определенный сюжет, в котором есть нескольких действующих лиц, но без книжки тогда решили уже обойтись. А на этот раз вообще не стали связывать песни каким-то сюжетом. Однако они все равно объединены общей темой – религией.

Что касается музыки, то она в целом не изменилась. То есть, не изменился сам подход к созданию композиций: здесь все те же резкие и непредсказуемые смены ритма, импульсивный пронзительный вокал, самые разнообразные гитарные эффекты, психоделические импровизации. Мелодии ведут себя как непослушные непоседливые дети: в песне “Tetragrammaton” они, например, в начале пускают пыль в глаза, делая вид, что подчиняются каким-то общепринятым законам (вроде существования в песнях куплетов и припевов), а затем начинают прыгать друг через друга, словно играют в чехарду, убегать от озадаченного слушателя, который уже давно сомневается, что слушает все ту же песню номер два (прошло уже больше десяти минут, и музыка играет совсем другая), дразнят его, строя причудливые рожи, а когда тот окончательно сконфузится, огорошат потрясающими гитарными партиями, знакомыми по началу трека, но с новыми деталями и музыкальными наслоениями, так что песня начинает сверкать как бриллиант в руках сумасшедшего ювелира.

Следующий трек, блистательный “Vermicide”, я считаю, стоило выпустить первым синглом – он наверняка произвел бы тот же эффект, что и “The Widow” два года назад. Однако впервые за все время, что я знаю The Mars Volta, именно когда я слушал эту песню, мне показалось, что это что-то знакомое. И я понял, что это звучит эхо неповторимой атмосферы “Eriatarka” – не знаю уж, специально или непроизвольно (второе, конечно, гораздо более правдоподобно, но на самом деле никогда нельзя быть уверенным в намерениях Омара Родригеза), но для создания эмоционального эффекта, напоминающего ощущения от «Эриатарки» с первого альбома Марсов, Омар использовал похожий прием. Я ни в коем случае не хочу назвать это самоповторением, скорее это просто проявление сложившегося стиля Родригеза – тех элементов, которые узнаваемы для человека, близко знакомого с творчеством группы, но которые словами и четкими формулировками описать непросто, это определенное настроение, которое просто чувствуешь.

На “Amputechture” музыканты продолжают активно использовать духовую секцию – если на предыдущей пластинке “Frances The Mute” духовые воспринимались как нововведение, эксперимент по обогащению звука, то здесь они становятся неотъемлемой составляющей звучания The Mars Volta и придают национальный колорит – как в “L’Via L’Viaquez”. Кульминация этого ощущения «эффекта присутствия» (не присутствия музыкантов – вашего присутствия на их родине, в Латинской Америке), подготовленная духовыми и перкуссией, наступает в красивейшей песне “Asilos Magdalena” – только испанская гитара и Седрик, поющий на родном языке. Подобной музыки от Марсов слышать еще не приходилось. Но Омар не был бы Омаром, если бы оставил песню именно в таком виде – в конце «Приют “Магдалена”» утопает в шумовых конвульсиях электрогитары.

Надо сказать, что и в манере пения Седрика Бикслера тоже появилось нечто новое: на “Amputechture” он все чаще поет каким-то смешным фальцетом, как, например, в “Meccamputechture”. Ближе к концу альбома я начал замечать, что партии духового оркестра, композиционная сложность и продолжительность песен вместе превращают альбом в какое-то подобие мюзикла, если это вообще возможно в этих стилистических рамках… хотя эти люди давно доказали, что для них нет ничего более условного, чем понятие «стилистические рамки». И если в первой половине альбома мы имеем дело с относительно привычным, а точнее, более коммерческим звучанием (если такую музыку можно под каким-то предлогом назвать коммерческой), то во второй части музыканты дали себе явно больше свободы в экспериментах – в соответствии с этим последние три трека хуже запоминаются. Отдельные моменты “The Day Of The Baphomets” вообще звучат как мультик, который озвучивает Седрик, поющий разными голосами. Эта песня была написана на основе старого трека “A Plague Upon Your Hissing”, который официально никогда не издавался, но я, если честно, сходства практически не обнаружил. Я бы предпочел, чтобы вместо театральных эффектов Марсы в этой песне развили, к примеру, то волшебное финальное сорокапятисекундное гитарное соло из “A Plague Upon Your Hissing”, подобного которому у них еще не встречалось.

Самое своеобразное творение The Mars Volta на этой пластинке – это последний трек “El ciervo vulnerado”. Редкие гитарные запилы, монотонный монолог Бикслера, фрагменты, прокручиваемые задом наперед, многочисленные шумы и скрежеты… И слова, усиливающие ощущение полного помешательства. Тексты Седрика по-прежнему кажутся недоступными для понимания человека, не отягченного воздействием сильнодействующих галлюциногенов. Его изощренное сознание предлагает нам общий набор миниатюрных логических связей, образующих лишь некое подобие призрачного каркаса, внутри которого – непонятно что. “Amputechture” дает невиданный простор для собственных идей и интерпретаций, можно по праву сказать, что здесь все относительно, так же как и все непонятно. И множество анатомических терминов, как всегда.

В свою очередь нарушая логику повествования, я упомяну о песне, открывающей альбом, в конце – рассказ об альбоме такой группы как The Mars Volta вовсе не должен быть последовательным. “Vicarious Atonement”, первая песня альбома, дает нам понять, что он действительно новый. Гитарные мелизмы на каждом шагу, на которых строится песня, спокойный, то вкрадчивый, то какой-то сонный вокал, джазовое пианино. Остается только восхищаться: мало найдется групп, которые записали бы третий альбом подряд, использовав столько разных безумных идей и не скатившись до сколько-нибудь значимых самоповторов. На “Amputechture” The Mars Volta не превзошли себя, третий альбом группы не стал более сногсшибательным, шокирующее красивым и бескомпромиссным, чем их дебют, но, тем не менее, это вполне достойная запись. Не лучше “De-Loused…”, но и не хуже “Frances The Mute”. Просто с самого начала своей деятельности Марсы задали слишком высокую планку для самих себя. Собственного успеха они не повторили, но их музыке до сих пор присуща та безумная энергетика и гениальная изобретательность, с которой они заявили о себе в 2003 году. Это качества, которые изначально были присущи музыке The Mars Volta и которые, я надеюсь, она никогда не утратит.

Январь 2008

themarsvolta.com
The Comatorium -
англоязычный форум с кучей информации
themarsvolta.ru -
первый и главный русскоязычный сайт, возглавляемый непобедимой Настей. Recommended.
atdidftmv.narod.ru -
старый русскоязычный сайт и форум
The Marble Shrine -
все концерты Марс Вольты
The Mars Volta on MySpace
Amputechture on Discogs
Gold Standard Labs

Paul Saunders