l'ombre | medicine for the meaningless

2002, ant-zen

Элитный немецкий электо-нойз-индустриальный лейбл Ant-Zen наряду с уже известными и заслужившими почтение у поклонников подобной музыки артистами типа Imminent, Synapscape, Asche и т.п. продвигает на узкую, но не ставшую от этого малоинтересной сцену экспериментальной электронной музыки и новых оригинальных и перспективных исполнителей. Одним из них стал в 2002 году канадский проект L’Ombre. Как рассказал шеф лейбла Штефан Альт, высланный на адрес Ant-Zen из далекого Монреаля основателем и единственным участником L’Ombre Стивеном Сойером диск его очень впечатлил, поэтому Солт (S.Alt — творческий псевдоним Альта) решил незамедлительно подписать молодого музыканта на свой лейбл. (Кстати, оформлял альбом SSeto из S:Cage.) Что ж, попробуем разобраться, чем так привлекла искушенного индустриальщика музыка L’Ombre.

Надо сказать, после первого прослушивания альбом вызвал у меня мало положительных эмоций — он показался мне унылым и скучноватым. “Medicine For The Meaningless” — одна из тех записей, которые не каждому понравятся сразу, нужно какое-то время, чтобы как следует понять и прочувствовать ее. И уже несколько раз прослушав альбом в наушниках, можно в полной мере оценить все тонкости и оригинальные детали музыки L’Ombre и основную идею пластинки.

Альбом открывает несколько странная композиция “Nowhere”: минималистичный фортепианный пассаж, к концу трека вообще распадающийся на отдельные ноты, на фоне неуютного шума, похожего на вой ветра на открытом пространстве. Настроение отрешенности и потерянности развивается в следующем треке “Disappear”. Это одна из самых удачных композиций на диске, наполненная интересными деталями и оживленная медленным чеканным ритмом. Начало положено, и дальше “Medicine For The Meaningless” захватывает слушателя в свой водоворот неустойчивых ритмов и призрачных видений.

Настроение, создаваемое музыкой L’Ombre, и выраженная в ней идея находят отражение в названиях треков («Нигде», «Разочарованность», «Бесполезно», «Атеист»): это извечный конфликт творческой натуры художника, пребывающего в поисках истины («Пионер»), и ограниченного разума толпы, не принимающей его («Бродяга»). Большинство композиций создают сумрачные, безрадостные образы, за исключением моего любимого и, по иронии судьбы, самого короткого трека “On The Beach”, где в ясной гармонии морского прибоя слушатель найдет мимолетный отдых от сомнений и отчаянья остальных композиций.

Присутствие водной стихии заметно и в двух других треках: “Ressentiment” и “Syzygy”. В первом шум волн во вступлении через некоторое время утопает в водовороте резких нойзовых завихрений — это самый шумный и жесткий трек на альбоме.

Композиция же “Syzygy” предлагает нашему вниманию гипнотизирующий ночной пейзаж, центральное место в котором занимает луна, вызывающая приливы и отливы морских вод. (Сизигии — это общее название двух фаз Луны: полнолуния и новолуния.) Кстати, я уверен, что в этих двух треках, как и в композиции “On The Beach”, звуки моря не являются сэмплами «с натуры», а спрограммированы музыкантом, притом они очень гармонично вписываются в структуру треков, что говорит о высоком уровне мастерства Стивена Сойера.

Профессионализм и оригинальность методов музыканта выражены и в замечательной композиции “Vagrant”, завершающей первую часть программы и представляющей собой саундтрек к путешествию по какой-то печальной, тоскливой безграничной пустыне, и в треке “Worthless”, ритмические нагромождения которого напомнили мне эффектные музыкальные находки Mlada Fronta времен их первого альбома на Flatline, и в жутком, мрачном бездонном шизоидном болоте “Atheist”.

Заканчивается “Medicine For The Meaningless” плавной продолжительной композицией “Trailblazer”, в конце которой слышатся обнадеживающие светлые нотки, но пауза и коротенькая зарисовка, завершающие трек, видимо, указывают на то, что конфликт все-таки не разрешен, а появляющиеся в самом конце голосовые сэмплы (единственный раз за всю программу), похоже, призваны дать слушателю понять, что его решение зависит от выбора, который человек должен сделать сам.

Итак, несмотря на то что в техническом и идейном плане “Medicine For The Meaningless” выполнен оригинально и качественно (диск записывался на бельгийской студии Metarc, принадлежащей легендарному Джону Селлекерсу из Xingu Hill и Dead Hollywood Stars), он создает специфическую, местами довольно неуютную атмосферу, так что это альбом, как говорится, «под настроение». Я думаю, не каждому он понравится, однако в любом случае рекомендую ознакомиться с пластинкой людям, искушенным в экспериментальной электронной музыке с индустриальным оттенком и всем, кто интересуется оригинальными музыкальными находками. Релиз в любом случае интересен и заслуживает внимания.

lombre.ca
L'ombre on MySpace
Medicine For The Meaningless on Discogs
ant-zen

Paul Saunders